Собрание Эрмитажа в этом отношении является некоторым исключением. Начало ему было положено еще в XVIII в. Приобретенные у крупнейших коллекционеров Европы художественные сокровища и картины, заказанные лучшим живописцам того времени, составили основу богатейшей коллекции Эрмитажа. В нее вошли и несколько произведений английской школы XVII—XVIII вв. Среди них особенно знамениты три монументальных полотна Дж. Рейнолдса: «ДАладенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой», исполненное по заказу Екатерины II; «Воздержанность Сципиона Африканского» и «Амур развязывает пояс Венеры», заказанные кн. Г. А. Потемкиным и поступившие после его смерти в Эрмитаж.
Значительным вкладом в эрмитажное собрание были также картины английской школы, влившиеся в него в составе купленной в 1779 г. знаменитой коллекции Р. Уолпола. Среди них следует назвать два портрета работы Г. Меллера — философа Дж. Локка и резчика по дереву Г. Гиббонса и одно из редких произведений рано умершего портретиста XVII в. У. Добсона, изображающее хранителя кабинета картин и редкостей короля Карла I —А. ван дер Дорта. Кроме того, в течение XVIII в. для Эрмитажа были приобретены интересные работы Дж. Райта из Дерби (кстати сказать, они были первыми английскими картинами в Эрмитаже), первоклассный героический пейзаж Т. Джонса, а также произведения мастеров XVII в.: три картины, исполненные П. Лели, и портрет Оливера Кромвеля, созданный Р. Уокером или одним из художников его круга.
Характерно, что Рейнолдс и Лели, заслужившие особую известность как портретисты, представлены приобретениями XVIII в. в первую очередь как авторы исторических картин. Объяснение этому следует искать в типичной для художественного вкуса того периода концепции, в силу которой только монументальные композиции на античные или исторические сюжеты считались подлинно высокими произведениями искусства. В связи с этим для дворцовых собраний покупались и заказывались именно такие произведения «большой» живописи, портреты же интересовали ранних собирателей преимущественно как иконографический материал.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.