Английская живопись

Раздел: Книги

По этой причине английские портреты XVII—XVIII вв., составляющие славу английской живописной школы, стали поступать в Эрмитаж лишь в XX в. А к этому времени приобретение памятников английского портретного искусства было особенно затруднено, ибо американские коллекционеры стали тратить целые состояния на покупку изображений своих «английских предков», вздувая цены до таких сумм, которые заставляли отступать не только ограниченные в средствах музеи, но и большинство частных собирателей. Однако в 1916 г. в Эрмитаж поступили по завещанию А. 3. Хитрово, единственного в России крупного коллекционера произведений английской школы, несколько первоклассных портретов конца XVIII—начала

XIX в. — «Дамы в голубом» (герцогини де Боуфорт?) работы Т. Гейнсборо, Р. Б. Шеридана—Дж. Хопнера, миссис Бийтн (Бе-тюн)—Г. Реберна, леди Реглан — Т. Лоренса, мисс Виникоум — Дж. Опи, миссис Гриер — Дж. Ромни, которые чрезвычайно обогатили эрмитажное собрание.

Несколько иначе обстояло дело с английскими портретами первой половины XIX в. В то время сократился приток в Эрмитаж художественных сокровищ, однако в Зимний дворец — жилище владельцев императорского музея — продолжали поступать английские картины, главным образом созданные теми живописцами, которые были вызваны для работы при русском дворе или приезжали в Россию в погоне за заработком.

Наибольший интерес среди их произведений представляют работы Дж. Доу, который поселился в Петербурге по приглашению Александра I в 1819 г. и прожил в России 10 лет. Этот «художник быстроокой», как называл его А. С. Пушкин, украсил Военную галерею Зимнего дворца портретами героев Отечественной войны 1812 года, среди которых необходимо особенно отметить портреты М. И. Кутузова, А. П. Ермолова, П. П. Коновницына, Н. Н. Раевского, М. Б. Барклая-де-Толли. Не меньший интерес представляют мастерские портреты виднейших русских общественных деятелей первой четверти XIX в. кисти того же художника — в первую очередь А. С. Шишкова и Н. С. Мордвинова. Творчество Доу, сильного и наблюдательного живописца, в лучших работах не уступавшего своему знаменитому современнику Лоренсу, можно изучить в Эрмитаже с неизмеримо большей полнотой, чем в музеях его родины.

Несомненную иконографическую ценность имеют также работы жившей в Петербурге в 1840-х гг. портретистки Кристины Робертсон, представительницы салонной живописи, пользовавшейся в течение ряда лет колоссальным успехом в высшем обществе русской столицы.

Добавить комментарий