Граф Семен Романович Воронцов (1744— 1832) —см. биографию в аннотации к картине Р. Эванса (стр. 120).
Атрибуция портрета менялась неоднократно. Из семьи Воронцовых он поступил п Эрмитаж как работа Ромни. В каталоге Таврической выставки числился за Реберном. В каталогах Эрмитажа 1908— 1916 гг. значился произведением Лоренса. В каталоге Эрмитажа 1958 г. был условно приписан Ромин (с вопросительным знаком). На основании ряда биографических и стилистических данных настоящий каталог возвращается к имени Лоренса как автора портрета: С. Р. Воронцов был награжден звездой ордена Андрея Первозванного в 1798 г. и, следовательно, портрет не мог быть написан ранее этой даты. Между тем, Ромин, страдавший приступами меланхолии, уже с середины 1790-х гг. не шнимался живописью и не писал заказных портретов; костюм и прическа изображенного лица указывают на 1803—1805 гг., т. е. время, когда Ромни уже не было п живых; портреты, написанные Лоренсом и первые годы XIX в., очень близки к пор-Iроту С. Р. Воронцова как по суровой и тучной красочной гамме, так и по компо-шцин и по отдельным живописным приемам, в частности, по трактовке глаз и характерной манере передачи белого шейного платка (сравнительный материал — портреты Т. Эрскина, 1802, Линкольнс-Инн; Уильяма Лэма, ок. 1805, собр. Кемблдои; Дж. Ф. Коррана, 1800, собр. Грей; лорда Серлоу, 1803, Виндзорский дворец и др.). Косвенное подтверждение атрибуции портрета Лоренсу можно видеть также в том, что в «Описи» картин, находившихся в мастерской Лоренса между 14 февраля 1806 г. и 18 февраля 1807 г., значится под № 158 портрет графа Воронцова (без инициалов). М. С. Воронцов был портретировал Лоренсом в 1821 г., поэтому портрет, исполненный до 1807 г., мог быть изображением С. Р. Воронцова, если бы его оценка (220 ф. ст. 10 ш.) не была слишком высокой по сравнению с темн ценами, которые обычно назначал художник за поясные портреты своей работы. Наконец, еще одним серьезным доводом в пользу авторства Лоренса является тот факт, что реплика с нашего портрета, находящаяся в собрании Пембрук — Монтгомери (потомков дочери С. Р. Воронцова, Екатерины Семеновны, в 1808 г. вышедшей замуж за графа Пембрука), обозначена в каталоге выставки «Первые 100 лет существования Королевской академии» (1951 г.) как произведение Лоренса.
Повторения: у г-жи Грей в Лондоне (1908 г.); в собр. Пембрук — Монтгомери и в собр. Дафф, в Англии.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.