Английская живопись

Раздел: Книги

Атрибуция картины менялась. В собрании П. В. Деларова она числилась работой Дж. Констебла. В каталоге Эрмитажа 1958 г. Констеблу приписывается; в книге «Английская живопись XVI—XIX вв. в Эрмитаже», 1961 (библ. 3) значится как произведение неизвестного художника начала XIX в.

Авторство Констебпа вызывало серьезные сомнения уже при поступлении картины в музей: картина, отличаясь высокими живописными достоинствами и смелостью технических приемов, не имеет сколько-нибудь близких аналогии среди произведений этого художника; видимый на горизонте собор с высоким куполом является эскизным изображением собора св. Петра в Риме, а Констебл никогда не был в Италии.

Значительны черты, роднящие эрмитажный пейзаж с произведениями Р. П. Бонингтона. Впервые это имя было предположительно названо директором Национальной галереи Шотландии доктором Д. Бэксандо-лом. Некоторые сравнительные материалы позволяют закрепить имя Бонингтона за эрмитажной картиной. Уходящие в глубину, расположенные друг за другом горизонтальные планы с выступающей плоской земляной террасой, членящей пространство, видны как на картине Эрмитажа, так и на «Итальянском пейзаже* Бонингтона (Национальная галерея Шотландии, д., м. 25X33, кат. № 1017). Одинаковыми живописными приемами переданы на обеих названных картинах вытянутые в ширину низкие здания с мазками темной краски, выделяющей окна. Первый и средний планы написаны длинными горизонтальными мазками без отрыва кисти от холста, как и рельеф неба, с определяющими форму тяжелых облаков нагромождениями краски. Благодаря этому обе картины кажутся исполненными той же рукой, которая создала и третье произведение— «Вид устья реки с лодкой» (Национальная галерея Шотландии, д., м. 21,5X39,5, кат. № 2165).

Очень похожи также очертания двух растущих рядом деревьев, возвышающихся правее середины на эрмитажном пейзаже и расположенных ближе к левому краю на «Виде в Нормандии» (Лондон, Галерея Тейт, кат. № 5790), датированном около 1825—1828 гг. Наконец, рисунок тонких древесных стволов, изображенных на фоне здания с башенкой на эрмитажной картине, повторяется несколько более схематично на первом плане слева на «Итальянском пейзаже* в Эдинбурге. Интересно, что эти же деревья, более мягко и детально трактованные, почти точно воспроизведены на картине А. Меицеля «Парк принца Альберта» (Дрезденская галерея), на что было указано Б. А. Зерновым.

Добавить комментарий