Широкое распространение в Беларуси получили Слуцкие пояса. Производились они в разных местах Беларуси - в Слуцке, Несвиже и Ружанах. Создавались Слуцкие пояса крепостничество-ными крестьянами, освоив уже в домашних условий-вах производство художественных тканых и вышила-ных изделий. Это обстоятельство оказало вели-ки влияние на технику производства и на искус-фективной оформление слуцких поясов. Народные мастера вносили в них орнамент мотивы, харак-терные для белорусского народного моста-цтва или виденные ими в окружающих бело-русской природе. Стремление народных Моисей-тров вносить в орнамент слуцких поясов маты-вы и образцы, любимые и понятные им, свой-вые народной декоративной творчества, воспетый белорусским поэтом Максимом Богдановичем в стихотворении «Слуцкие ткачихи»:
и ткет, забыв, рука
Вместо персидского образца
Цвяток родины василька.
Многие из этих мастеров, как, например, Дубицкий и Кононович, получили широкую великого масть, а отдельные из них, как Василий Барсук, работали в качестве главных мастеров Слуц-кой фабрики поясов. Орнамент слуцких по-ясов, как правило, растительный и представляет собой изображение побегов цветов и листьев раз-ных растений. Особые из них близки к белорус-ветских ткацких геометрических мотивов, а такса-ма до книжного графического ар-намента. В орнаменте слуцких поясов эф-ка используются белорусские растительные формы: васильки, незабудки, дубовые листы, желуди и др.. Ткались Слуцкие пояса из шоу-ковых и частично золотых и серебряных ниток. Высокохудожественные чувствуется по мастерству ству Слуцкие пояса получили мировую извест-ность. Они хранятся во многих музеях России, Беларуси, Украины, Литвы и в странах Западной Европы.
Во многих населенных местах Беларуси существовали мастерские по производству ковров и гобеленов. Наиболее известными из них были фабрики гобеленов в Иванова и Несвиже, фабрика ковров в Альбертыне Гродненской области, пазументная Фабри-ка в Дубровно, организованная князем Г. По-Темкина. На этих фабриках работали крепостные крестьяне и крестьянки. Многие из них приобретали высокую квалификацию и были руководителями ковровой и гобеленное производства.
★ ★ ★
Великая Октябрьская соцыялистычная рэволюцыя открыла неограниченные возмож-ности для развития народного белорусского творчества. Изменилось отношение к народному искусству. Буржуазия, помещики и царские чиновники с презрением смотрели на народ и его художественное творчество, варварски эксплуата-снабжена народных мастеров. Только в условиях Советской власти народное творчество была оценена по дастоинству и стала рассматриваться как один из важнейших видов культурной деятельности. Партия и правительство уделяют исключаю-на большое внимание народного творчества, оказал-щие ей повседневную помощь. Исключительно много для развития народного искусства сделала били В. I. Ленин, И. В. Сталин, Н. К. Крупская,
ну и перевод ((( тьфу
если нет времени хотя бы мало-мальски править после гугла, зачем тогда вообще размещать такие статьи? позориться?