Другой характерный пример литературности в гравюре XVIII в. — большой цикл бытовых сцен французского рисовальщика и гравера М. Моро Младшего. Это тоже картинки нравов светского общества, однако трактованные не сатирически, а с несколько сентиментальной идеализацией.
Моро не столь поглощен сюжетом, как Хогарт, зато уделяет внимание изяществу обстановки и костюмов, грации жеста. Сюжетную сторону доскажет за него потом литератор: гравюры были переизданы вместе с написанными по ним рассказами Н. Ретиф де ла Бретонна. И это не случайно, рисунки Моро достаточно близки по характеру к французской книжной иллюстрации второй половины XVIII в. Как и Хогарт, Моро часть гравюр по своим рисункам выполнил сам, часть — отдал другому мастеру. В обоих случаях техника гравирования носит репродукционный характер.
Напротив, совершенно непринужденный, живой и легкий почерк демонстрировал в своих рисунках и офортах Г. де Сент-Обен, тоже неутомимый и чуть ироничный наблюдатель изящного быта, костюмов, нравов, который, по выражению исследователя его творчества, «видел карандашом». Среди прочего его привлекал быт художественный, он набрасывал выставленные в Салоне картины на полях каталога, а в насыщенном контрастами света и тени подвижном офорте запечатлел и сам луврский «Салон 1753 г.», тесно, рама к раме, увешанный академическими холстами.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.