И все эти техники широко применялись также в репродукционной цветной гравюре: сперва с помощью аккуратного нанесения нескольких красок на соответствующие участки одной доски, а затем печатанием с нескольких досок.
Характерно, что уже в середине XVIII в. был применен Я. Х. Леблоном принцип изготовления многоцветного оттиска с помощью взаимного наложения трех основных красок, легший затем в основу фотомеханической цветной печати. Все-таки для изготовляемой вручную гравюры он оказался не самым удобным и надежным. Иной раз для достижения факсимильности мастера комбинировали в одной работе несколько различных техник. К концу века техника воспроизведения в цвете акварелей, пастели, рисунков «в три карандаша» достигла совершенства.
Первым из больших мастеров европейского искусства, для которого главным, в сущности даже единственным художественным языком стала гравюра, был француз Ж. Калло. Характерно, что для самостоятельного, лишенного каких-либо прикладных целей графического творчества наиболее подходящей гравюрной техникой оказался офорт, относительно подвижный, быстрый и не исключающий возможности импровизации.
Учился Калло главным образом в Италии у мастеров резцовой репродукционной гравюры, здесь же начал работать самостоятельно. Блестящий рисовальщик, увлеченный наблюдатель окружающей жизни, он наполняет свои офорты ее бесконечным кружением пестрой суетой. В сохранившихся набросках пером главное, что привлекает художника — живое, точно схваченное движение. Фигурки солдат в их профессионально-подвижных позах лихо управляются со своими копьями и пищалями, пьют из фляги, отдыхают вразвалку на земле. Непринужденность поведения сочетается с изящной легкостью поз и жестов.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.