Демонстративный техницизм и функционализм

При всем стилевом и теоретическом радикализме конструктивизма, отвергавшего «художественность» в прежнем ее понимании, значение его новаций выходило далеко за рамки одного этого направления. Его несколько демонстративный техницизм и функционализм, изобретательность и свобода от догматических норм в обращении с книжной структурой, общее обновление арсенала выразительных средств открывали возможность дальнейшего развития в сторону более активной и разнообразной книжной формы, широкой визуализации книги, обеспеченной вторжением в нее фотографии и фотомеханики, наконец, выработки проектных, дизайнерских методов построения книги.

Период конструктивизма положил начало противоположению и параллельному развитию двух основных типов современного шрифта — антиквы, отчетливо соотнесенной с этих именно пор с гуманитарной классической культурной традицией, и гротеска, несущего отблеск технического прогресса и суховатой функциональности. И с каждым из этих типов связан определенный образ книги в целом и отчасти — сами способы ее формирования. Сегодня эти два русла книжного искусства уже не отрицают друг друга, выступают скорее как различные краски на единой палитре широко разветвившихся задач и тенденций книжной культуры.

Наследие конструктивизма было воспринято и развито в первую очередь так называемой швейцарской школой книжного дизайна. Однако дух ее был уже существенно иным. Воинствующее самоутверждение нового художественного языка, стремление к тотальному преображению всей сферы визуального творчества сменились профессионально-точным разрешением конкретных, в первую очередь функциональных задач с помощью рационалистически ясного применения типовых полиграфических элементов.

«В типографике значительно больше, чем в прикладной графике вообще, сказываются влияния техники, точность и порядок. В типографике не проходят претензии на порывы творческого вдохновения, вся она — поденный труд, в котором находят решение проблемы как функции, так и формы. Машинное изготовление шрифта, набор в прямоугольных координатах, повинующийся точной системе мер, обязывают к четкой композиции с ясно выраженными отношениями частей»4, — так формулировал принципы своего искусства идеолог школы, практик и педагог Э. Рудер в 1967 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *