Достижения функциональной конструктивистской графики

Близкие, хотя и не столь активные поиски обновленного художественного языка шли и в западноевропейской детской книжке. Лучшие ее образцы лаконичны и действенны, осваивали достижения функциональной конструктивистской графики, в том числе рекламной.

Заметное влияние на книжки для малышей оказывают, начиная с 30-х гг., популярные мультипликации американца У. Диснея — пестрые, суматошно подвижные и беззаботно гротескные.

С экрана его постоянные комические персонажи — утенок Дональд, Микки Маус и др. — хлынули на книжные страницы во всем мире, неся с собой грубую яркость плохо согласованных красок, поверхностный юмор и стремительность действия, карикатурно подчеркнутую мимику и жесты.

У. Дисней — один из отцов современной массовой культуры, грубого «кича». «Если людям по душе открыточное искусство, тогда и я за открыточное искусство»8, — говорил он. С мультипликационной подвижностью диснеевских фильмов следует, видимо, связать активное развитие комикса, зародившегося тоже в Америке несколько раньше. От обычной книжки-картинки эта форма изобразительного повествования отличается тем, что динамика действия идет здесь непосредственно от рисунка к рисунку, а текст лишен связности, играя лишь подчиненную роль.

Впитавший в себя диснеевскую традицию комикс, с его схематично-гротескной графикой и мультипликационно-преувеличенной динамичностью, оказался по преимуществу в роли «низкого» жанра, воплощающего вульгаризирующие тенденции массовой культуры. Едва ли это предопределено самой его жанровой природой. Однако именно вульгарному комиксу главным образом и противостоит современная «художественная» детская книжка, выступающая в роли эстетической реакции на «кич».

Добавить комментарий