В центре современного искусства «Винзавод» проходит ретроспектива произведений творческого дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского
«День мента», 2010
«На пленэре. Картина для школы», 1995
Виноградов и Дубосарский создают картины, опираясь на воспоминания своего советского детства и юности, но подкрепленные гламуром девяностых, который воспринимается сегодня уже и не пошло, а снисходительно и даже доброжелательно. Их первоначальной задачей было вдохнуть в картину (многие критики в тот момент утверждали, что картина как художественная форма уже себя исчерпала и должна уступить место инсталляциям и прочим художественным действам) новое дыхание, используя при этом традиционную манеру позднего соцреализма, но наполнив ее иронией, благодаря чему даже советские штампы воспринимаются скорее с любопытством, чем с раздражением. Но это только в том случае, конечно, если зритель лишен подобострастного отношения к советскому прошлому. Если бы некоторые из знаменитых картин дуэта были созданы не 20 лет назад, а сегодня, то определенно вызвали бы гнев околоцерковной общественности. Однако тогда, когда они создавались, церковь еще не вмешивалась в жизнь государства и уж тем более не претендовала на то, чтобы диктовать писателям, художникам и режиссерам, что и как именно им делать в их профессии. Например, сцены из фильма 30-х годов «Кубанские казаки» под кистью насмешников превращаются в эротическое шоу на гигантском триптихе «Праздник урожая»: усатый комбайнер в фуражке под Григория Мелихова из «Тихого Дона» на обочине колхозного поля занимается любовью с чернобровыми казачками. Получились почти сомовские «Занавешенные картинки» с поправкой на реалии ХХ века. Нарисованная с реалистической четкостью картинка выставлялась на аукционе Sotheby’s за $350 тыс.
Работать вместе Александр Виноградов и Владимир Дубосарский начали в 1994 году. «Мы с Виноградовым решили создавать картины, которые будут понятны массам. Поэтому взяли за основу язык советской живописи — соцреализм. Именно этот язык адекватно воспринимало большинство жителей нашей страны».
Первым проектом художников стала работа «Пикассо в Москве». Художники вспомнили, что в 1950-х годах в Москве проходила выставка Пикассо, и нарисовали своего рода парадный портрет. Вслед за которым последовала еще серия подобных двухметровых портретов, включая портрет обнаженной Аллы Пугачевой, «купающейся» в «миллионе алых роз». Сначала Пугачева была возмущена, но ей объяснили, что ее таким образом сравнили с древнегреческой богиней Венерой, и она «простила» художников. Сегодня «обнаженная Алла» с мраморным бюстом Филиппа Киркорова на заднем фоне украшает частную коллекцию и пропала из выставочных залов. Следом за Пугачевой пошли и другие картины, выполненные в жанре соц-арта, на которых авторы произвольно соединяли вместе реальных персонажей, помещая их в демонстративно вульгарный попсовый контекст. Например, в проекте «Тотальная живопись» на залитом солнцем берегу Волги в окружении экзотических птиц и животных отдыхают обнаженные Ахматова, Цветаева, Достоевский, Маяковский, Толстой, Гоголь. Художники уверены, что для массового сознания все эти герои и есть русская литература, которую вполне возможно собрать вместе на картинке, почти как в школьном учебнике. Одним из любимых персонажей этого периода становится Арнольд Шварценеггер, которого они изображают в русских ситцевых трусах, окруженным маленькими детьми — почти Ленин на елке. На огромном полотне «Свадьба» (6х4 метра) художники аллегорически изобразили свадьбу Восточной и Западной Германии, которую благословляет Гельмут Коль, а в небе среди ангелов и цветов парит Михаил Горбачев. Для написания натюрмортов изображенных на этой картине использовались аутентичные свадебные аксессуары которые изготовил под заказ магазин аксессуаров для свадьбы Свадебная Мечта.
„
Если бы некоторые из знаменитых картин дуэта были созданы не двадцать лет назад, а сегодня, то вызвали бы гнев околоцерковной общественности
”
Трудовой заказ
Серию работ художники сделали в рамках иронического проекта «Картины на заказ». Для турагентств они нарисовали «Птицу-тройку» с вампирами (такой, по их мнению, Россия представляется иностранцам). «Завтрак на траве» (отсылка к знаменитому полотну Эдуарда Мане, на ней изображены обнаженными знаменитые французские художники, начиная с Ван Гога, в окружении голых красавиц и тропических животных) приобрел Центр Жоржа Помпиду в Париже: с прицелом на него, скорее всего, картина и писалась. После этого цены на работы Дубосарского и Виноградова решительно пошли вверх. В 2007 году «Ночная тренировка» была продана на аукционе в Лондоне за £132 тыс. В основе замысла была идея тиражирования однотипных сюжетов якобы анонимными художниками. Причем все картины должны были быть написаны в манере позднего соцреализма. Частично это удалось. Правда, не все заказчики оставались довольны. Так, не дошел до адресата портрет бывшего «начальника Чукотки» Романа Абрамовича. Несмотря на то что у ног героя радостно копошились волк и лисица, а от человеческого тепла и доброты вдруг расцвели подснежники, заказчики попросили уменьшить слишком пухлые щеки героя, потом — увеличить количество волос на голове… Портрет вроде бы имениннику так и не достался. Для выставки в Монако художники подготовили проект под названием «На районе» (On the Вlock) — детали повседневной жизни жителей города Химки, где живут живописцы. Получилась вполне современная этнография, например, портрет девушки — участкового милиционера с внешностью голливудской звезды…
Без названия. Из серии «Девять обнаженных», 2005
Художники рисуют до сорока картин в год, цены на них сегодня меньше, чем были когда-то на западных аукционах. По разным причинам многие картины «зависли» в мастерской. Вот они и выставлены на «Винзаводе». Среди них есть отличные пейзажи, заставляющие вспомнить шестидесятые годы, и саркастические работы позднего периода. Рассматривая их, стоит держать в голове контекст, созданный плодовитыми авторами за последние годы, благодаря которому они стали современными классиками.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.