Экспозиция «Язык скульптуры по Брайлю»

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась специальная экспозиция «Язык скульптуры по Брайлю», предназначенная для людей с проблемами зрения: все скульптуры на ней можно трогать руками.

В 2011 году проект «Язык скульптуры по Брайлю» Елены Герасимовой, заведующей отделом образовательных программ Третьяковской галереи, стал одним из победителей в грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводится Благотворительным фондом Владимира Потанина. Теперь в вестибюле второго этажа здания музея на Крымском Валу оборудовано пространство для тактильных выставок скульптуры, где незрячие посетители смогут на ощупь исследовать формы и материалы пластики. Специальный выставочный дизайн разработан берлинским бюро Franke|Steinert: с конца 1990-х его создатели Вера Франке и Франк Штайнерт сделали множество экспозиций в музеях Берлина, в том числе ориентированных на детей и людей с ограниченными возможностями.

Первой выставкой проекта «Язык скульптуры по Брайлю» стали «Заметки на полях» москвича Александра Смирнова-Панфилова, выпускника Суриковского института и преподавателя Академии Ильи Глазунова. Очевидно, что этот скульптор был выбран не столько за художественные, сколько за дидактические достоинства своей пластики. Его работы нравятся и рабочим и работникам производящим аудит отдела продаж и конечно самим художникам за их фактурность, в них сочетаются разные материалы — бронза, камень, дерево, но главное, Александр Смирнов-Панфилов постоянно обращается к темам из истории искусства. Например, в Третьяковке представлены объемные композиции, «иллюстрирующие» испанскую живопись золотого века, и серия «описательных» портретов художников, Ван Гога, Тулуз-Лотрека и Шагала, позволяющая рассказывать лишенным зрения людям об их творчестве. Скульптура снабжена этикетками и комментариями, набранными шрифтом Брайля, а также аудиозаписями с интервью автора. Выставка будет открыта до конца ноября, в декабре ее сменит новая тактильная экспозиция.

Анна Толстова
27 июля 2012

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *