Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

Эстетическое наслаждение есть утверждение человеческих сущностных сил... Далее, здесь подчеркивается взаимосвязь между художественным творчеством и художественной продукцией, с одной стороны, и готовностью наших чувств к восприятию искусства, с другой. Проявление человеческой сущности^ по отношению к окружающему миру, то, как люди далекого прошлого выступали перед другими членами общества, перед собственной семьей и всем обществом, часто было связано с претензиями на красоту. Речь, пение, танец, украшения и разрисовывание себя самого превратились в эстетические проявления, воспринимавшиеся именно в качестве таковых, то есть с эстетическим наслаждением.

Следствием информации является изменение знания и поведения человека, однако характер восприятия информации в значительной степени зависит от той формы, в какой эта передача осуществляется. Поскольку зримая форма языка — шрифт —имела значение для восприятия информации, то уже несколько тысячелетий назад люди стали обращать внимание на эстетическую сторону шрифта. Древнеегипетские писцы имели свой особый статус, сравнимый со статусом живописцев и Ькульпторов. Папские грамоты и буллы с каролингских времен и до средних веков писались особым, придворным шрифтом, который, как предполагают исследователи, должен был впечатлять своим своеобразием. Император Максимилиан I через своего секретаря Винченца Рокнера и монаха-писца Леонгарда Вагнера поручил разработать начертания фрактуры для набора эпоса «Тойерданк»3. Шрифт смешанного стиля, та его форма, которой пользовались в венской имперской канцелярии, была по этому указанию превращена в фрактуру; последней затем много подражали и в течение столетий она носила название «немецкого шрифта». Другим примером является королевский шрифт

«remain du roi», спроектированный но поручению Людовика XIV комиссией парижской академии наук 1 специально для королевсмой типографии. Гравировальные работы выполнил Jean Jeaugon; позже его с успехом воспроизводили и варьировали Фурнье и другие мастера. Не только кардиналы, папы, императоры и короли, но и купцы и юристы содержали писцов или сами обладали хорошим почерком. Вплоть до конца XIX века в частной переписке обращали внимание не только на глубину содержания писем, но и на их эстетическую форму. Шрифт был не только средством передачи информации, но и должен был производить эстетическое впечатление.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *