Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

Изменения в начертании шрифта соответствовали тому или иному специфическому стилю эпохи, к примеру готике или барокко. Однако почти всегда оставался открытым вопрос о причинах изменений стиля, о движущих силах, вызывающих такого рода изменения. И именно потому, что в прежних исследованиях исторический материализм почти не применялся, здесь необходимо подчеркнуть его плодотворную роль.

Вопрос к тезису 7. Какое значение это положение имеет применительно к эстетике искусства шрифта, к нашим нынешним буквам латинского шрифта, тем более, что, как сказано, палеографию не следует причислять к эстетике шрифтового искусства?

Ответ. И все же существуют многочисленные связи между искусством шрифта и палеографией. На общие истоки шрифта и живописи указывалось в работах ряда авторов; здесь мы это повторяем исключительно для того, чтобы осветить также и в этом историческом аспекте место шрифта. И хотя шрифт приобрел свое самостоятельное значение в смысле фонетизации, пройдя при этом путь от идеографического и буквенно-звукового письма через слоговое к звуковому или буквенному письму, сохранилась в неизменности главная его задача — зрительная передача информации.

И поныне буквы сохраняют некоторые черты рисунка. Для понимающего человека они не только значки, воспроизводящие звуки, но подчас даже такие знаки, которые передают отдельные жесты. Одно из современных направлений в живописи более или менее успешно подчеркивает эти качества букв; последние, оказывая определенное воздействие на человека, обнажают ассоциативные взаимосвязи.

С другой стороны, тезис указывает на то, что люди первобытного общества не могли создать собственный шрифт; единственное, на что они были способны, это позаимствовать шрифты у более высокоразвитых культур. Во многих произведениях, посвященных руническим письменам, германские руны выступали в качестве самостоятельного изобретения германцев, пока Марстрандер и Хаммар-стрем1 не доказали, что руны берут свое начало от альпийских модификаций раннего римского или западногреческого алфавита. Первобытное общество, как и племена, для которых была характерна военная демократия, не могли создать собственный шрифт. Лишь с образованием государств у таких племен, как германцы, славяне или монголы, появилась необходимость в письменности, и они позаимствовали ее у тех народов, которые уже обладали развитой культурой шрифта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *