Изменения в начертании шрифта соответствовали тому или иному специфическому стилю эпохи, к примеру готике или барокко. Однако почти всегда оставался открытым вопрос о причинах изменений стиля, о движущих силах, вызывающих такого рода изменения. И именно потому, что в прежних исследованиях исторический материализм почти не применялся, здесь необходимо подчеркнуть его плодотворную роль.
Вопрос к тезису 7. Какое значение это положение имеет применительно к эстетике искусства шрифта, к нашим нынешним буквам латинского шрифта, тем более, что, как сказано, палеографию не следует причислять к эстетике шрифтового искусства?
Ответ. И все же существуют многочисленные связи между искусством шрифта и палеографией. На общие истоки шрифта и живописи указывалось в работах ряда авторов; здесь мы это повторяем исключительно для того, чтобы осветить также и в этом историческом аспекте место шрифта. И хотя шрифт приобрел свое самостоятельное значение в смысле фонетизации, пройдя при этом путь от идеографического и буквенно-звукового письма через слоговое к звуковому или буквенному письму, сохранилась в неизменности главная его задача — зрительная передача информации.
И поныне буквы сохраняют некоторые черты рисунка. Для понимающего человека они не только значки, воспроизводящие звуки, но подчас даже такие знаки, которые передают отдельные жесты. Одно из современных направлений в живописи более или менее успешно подчеркивает эти качества букв; последние, оказывая определенное воздействие на человека, обнажают ассоциативные взаимосвязи.
С другой стороны, тезис указывает на то, что люди первобытного общества не могли создать собственный шрифт; единственное, на что они были способны, это позаимствовать шрифты у более высокоразвитых культур. Во многих произведениях, посвященных руническим письменам, германские руны выступали в качестве самостоятельного изобретения германцев, пока Марстрандер и Хаммар-стрем1 не доказали, что руны берут свое начало от альпийских модификаций раннего римского или западногреческого алфавита. Первобытное общество, как и племена, для которых была характерна военная демократия, не могли создать собственный шрифт. Лишь с образованием государств у таких племен, как германцы, славяне или монголы, появилась необходимость в письменности, и они позаимствовали ее у тех народов, которые уже обладали развитой культурой шрифта.
megamcpe.com
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.