Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

Лишь в последнее время начали уделять достаточно внимания тесным связям между переменами, происходящими в обществе, в политике и в государственной жизни, и теми изменениями, которые происходят в формах шрифта *.

После окончания в 403 году Пелопоннесской войны были переизданы законы Солона. Тот факт, что для этой цели был использован милетский алфавит, оказал решающее воздействие на развитие греческой письменности2.

Прогрессивные перемены в Афинах привели к рождению общегреческого (классического) алфавита. Основав собственное государство, западные готы используют модифицированный епископом Уль-филасом греческий алфавит, пополненный некоторыми латинскими и руническими знаками. В 679 году болгарские племена перешли через Дунай, победили Византию и основали в Добрудже собственное государство. Они также позаимствовали греческий алфавит, приспособив его к фонетической структуре собственного языка. Когда монгольские орды под предводительством Чингис-хана основали свою государственность, они обратились к сложившемуся на основе манихейсксй письменности уйгурскому алфавиту, упростив и приспособив его к монгольской фонетике. Подобным же образом после основания маньчжурско-китайской империи путем заимствования и изменения монгольского алфавита возникла маньчжурская письменность. Здесь важное значение для формирования алфавита сыграли указания императора Кьенлунга (1736—1796). Как мне кажется, все эти примеры в принципе подтверждают наличие взаимосвязей между образованием государств и возникновением идеографической письменности, с одной стороны, и заимствованием и модификацией имеющихся шрифтов, с другой.

Вопрос к тезису 9. Газве потребности коммерческой и частной пе-

реписки, с одной стороны, и церкви и государства, с другой, в действительности столь противоположны, как это здесь изображается? Разве между ними нет ничего общего, нет схожих требований к хорошему шрифту?

Ответ. Общие моменты и в самом деле есть, ибо любой человек, пользующийся тем или иным шрифтом, нуждается, в конце концов1, в том, чтобы этот шрифт можно было читать. Я же в своих тезисах даю определенные обобщения, а что касается тезиса 9, то здесь я стремился раскрыть важнейшие движущие силы развития шрифта и изменения его форм. Развитие здесь можно понимать исключительно в значении более высококачественного выполнения важнейшей задачи шрифта как средства языкового общения между людьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *