Лишь в последнее время начали уделять достаточно внимания тесным связям между переменами, происходящими в обществе, в политике и в государственной жизни, и теми изменениями, которые происходят в формах шрифта *.
После окончания в 403 году Пелопоннесской войны были переизданы законы Солона. Тот факт, что для этой цели был использован милетский алфавит, оказал решающее воздействие на развитие греческой письменности2.
Прогрессивные перемены в Афинах привели к рождению общегреческого (классического) алфавита. Основав собственное государство, западные готы используют модифицированный епископом Уль-филасом греческий алфавит, пополненный некоторыми латинскими и руническими знаками. В 679 году болгарские племена перешли через Дунай, победили Византию и основали в Добрудже собственное государство. Они также позаимствовали греческий алфавит, приспособив его к фонетической структуре собственного языка. Когда монгольские орды под предводительством Чингис-хана основали свою государственность, они обратились к сложившемуся на основе манихейсксй письменности уйгурскому алфавиту, упростив и приспособив его к монгольской фонетике. Подобным же образом после основания маньчжурско-китайской империи путем заимствования и изменения монгольского алфавита возникла маньчжурская письменность. Здесь важное значение для формирования алфавита сыграли указания императора Кьенлунга (1736—1796). Как мне кажется, все эти примеры в принципе подтверждают наличие взаимосвязей между образованием государств и возникновением идеографической письменности, с одной стороны, и заимствованием и модификацией имеющихся шрифтов, с другой.
Вопрос к тезису 9. Газве потребности коммерческой и частной пе-
реписки, с одной стороны, и церкви и государства, с другой, в действительности столь противоположны, как это здесь изображается? Разве между ними нет ничего общего, нет схожих требований к хорошему шрифту?
Ответ. Общие моменты и в самом деле есть, ибо любой человек, пользующийся тем или иным шрифтом, нуждается, в конце концов1, в том, чтобы этот шрифт можно было читать. Я же в своих тезисах даю определенные обобщения, а что касается тезиса 9, то здесь я стремился раскрыть важнейшие движущие силы развития шрифта и изменения его форм. Развитие здесь можно понимать исключительно в значении более высококачественного выполнения важнейшей задачи шрифта как средства языкового общения между людьми.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.