Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

В этой связи необходимо указать на то обстоятельство, что иероглифы и иератическое письмо почти без изменений прошли через тысячи лет в качестве святых знаков, предназначенных для пользования государством и священниками. Наряду с этим путем шлифовки и исключения сложных знаков возникла упрощенная скоропись — демотическое письмо, более удобное в торговле, для выполнения различных заметок, для повседневного пользования. В известном смысле древние египтяне предвосхитили то, что стало типичным для развития шрифта в целом: наряду с репрезентативными формами, мыслившимися как закрепление традиционного, существовал курсив, рукописный шрифт на каждый день. Коммерсанты составили тот слой, который при письме стремился к практичному и полезному. Они были прямо заинтересованы в том, чтобы писать быстро и чтобы, само собой разумеется, написанное ими относительно хорошо читалось.

Упрощение форм было длительным процессом, в большинстве случаев протекавшим без видимого вмешательства извне. Сглаживание сложных форм, соединение отдельных штрихов происходило «начале в индивидуальном порядке в отдельных рукописных шрифтах; и лишь когда новые начертания начали нравиться многим писцам и те стремились их использовать в своей практике, они, в конце концов, получали всеобщее признание. Иногда стихийно найденные формы затем забывались, особенно в тех случаях, когда слишком интенсивная шлифовка приводила к тому, что знаки путали, и это затрудняло их чтение. Процесс упрощения протекал то быстрее, то медленнее, но как тенденция он характерен для всей истории шрифта. Стремление к скорописи находило, разумеется, поддержку не только в торговой корреспонденции, но также и у нотариусов, юристов, протоколистов, в частной переписке.

В римской культуре шрифта повторялась отмеченная у египтян дифференциация тенденций. В то время как на рубеже старой и'(Новой эры в надписях на каменных памятниках, арках и надгробиях применяли классические римские прямые прописные шрифты с декоративными засечками, в повседневной жизни использовался более старый римский курсив, из которого в IV веке сформировался новый римский курсивный шрифт с элементами строчных букв.

Между репрезентативными эпиграфическими шрифтами и скорописью, подчас схематическим курсивом располагались книжные шрифты. Они были проще эпиграфических, но зато сложнее и выразительнее курсива. В римскую эпоху к разряду книжных шрифтов относились квадратный шрифт, рустика, а позже и унциал.

Наиболее отчетливо разграничение между шрифтами обнаружилось в начальный период немецкого Ренессанса. Сложная, требующая длительного времени . для написания текстура сохраняется в монастырях и используется для надписей. Скорописный готический курсив применяется в повседневной жизни- Между этими полюсами располагалось большое число книжных вариантов готи-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *