Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

Наряду с другими факторами потребности частной и коммерческой переписки вели к возникновению скорописи, к упрощению начертания букв. Книжные шрифты, предназначенные для фиксирования литературных произведений, прежде всего должны легко читаться. Проблемы, связанные с соблюдением церковного и государственного этикета, требовали эстетического выражения господствующей идеологии и сохранения традиционных форм. Эти отчасти противоречивые тенденции вели к диалектическому развитию скорописи и улучшению читабельности путем постепенного упрощения форм шрифта. Новые элементы начертания букв возникают обычно вначале в рукописных шрифтах, затем закрепляются в книжном шрифте и, наконец, приобретают свое репрезентативное выражение в шрифте эпиграфическом.

Письменность — одно из условий существования науки и культуры. Опиравшаяся на письменность культура превосходила культуру народов, не имевших письменности.

Основывавшиеся на письменных откровениях религии вытесняли религии, не располагавшие письменными источниками. На ранних этапах классового общества умение писать и читать было привилегией имущих классов, изучение грамоты было важным делом для угнетенных классов. Грамотность для всех, в первую очередь в интересах всеобщего просвещения, была — начиная с самых первых буржуазных революций — целью всех демократических и социалистических движений.

ческого шрифта смешанного стиля, который в светских текстах тяготел к курсиву, а в религиозных — к текстуре.

Вопрос к тезису 9. Следует ли все это понимать таким образом, что задачи торговли и частной корреспонденции исключают всякую заинтересованность в сохранении незыблемости форм шрифта, в то время как государство и церковь в интересах репрезентативности уделяют большое внимание сохранению искусства шрифта? Ответ. Любой шрифт несет информацию как семантического, так и эстетического характера. В большинстве случаев преобладает семантическое начало, однако имеются шрифты, в которых на первом плане стоит эстетическая выразительность. Следует, впрочем, заметить, что последнее качество шрифта присутствует всегда, хотя иногда играет второстепенную роль. Иными словами, нет ни одного шрифта, в котором бы отсутствовали элементы эстетической выразительности, и нет ни одного шрифта, который был бы свободен от семантической информации, ибо в этом случае мы бы имели дело с напоминающим шрифт орнаментом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *