Следовательно, ни в личной, ни в торговой переписке нет шрифтов, лишенных эстетической выразительности. Изучая торговую корреспонденцию, в особенности в XVII-XIX веках, мы увидим, что купеческие писцы старались добиваться своеобразной элегантности, украшали буквы изящными завитушками, но при этом стиль сохранял свою легкость. Эстетическая привлекательность присуща также и многим частным письмам, правда, из предшествующих эпох. И все же мы в неофициальной переписке не встречаемся с той формальной репрезентативностью, которая наблюдается у большинства шрифтов церкви и государственных учреждений.
Претензии к формам шрифта возрастают при желании заказчика или переписчика выглядеть представительнее и произвести наибольшее впечатление.
Вопрос к тезису 10. Но все же как функционирует механизм, обусловливающий превосходство культур, обладающих письменностью? Разве не обогнали молодые народы, не имевшие письменности, многие народы с высокоразвитой культурой?
Ответ. Такого рода вопросы имеют историческую и социальную стороны. В историческом плане можно было бы сказать, что культура народов, располагавших письменностью, действительно, стояла выше культуры народов и племен, не имевших письменности, хотя государство не в состоянии обороняться в первую очередь средствами культуры. Имеется достаточно исторических примеров того, как народы, находившиеся на ступени варварства, покоряли государства с цветущей культурой. Причина тому — численное превосходство победителей или моральная деградация господствующего класса побежденной страны. Первые рабовладельческие государства в большинстве случаев опирались лишь на один господствующий слой, эксплуатировавший не только рабов, но также крестьян и ремесленников. И вот наступал момент, когда эксплуатация достигала такой степени, что у большинства народа пропадала заинтересованность в защите государства, и вся государственная структура разваливалась. Превосходство в области культуры нельзя ставить на одну доску с военным превосходством, тем более, что в рабовладельческом обществе достояниями культуры пользовался ограниченный по численности господствующий класс. Однако молодым народам, стоящим на ступени варварства, удавалось сохранять собственную государственность в течение длительного времени лишь в тех случаях, когда они заимствовали также и письменность.
В исследованиях по истории шрифта недостаточное внимание уделяется и еще одному аспекту. В основе всех крупных религий лежит письменность, все они требуют от верующих знания письменных откровений и других религиозных текстов. Религиозные сообщества различаются при этом тем, что в одних духовные тексты обязаны читать сами верующие, в то время как в других религиях
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.