Лейпцигское издательство «Фахбухферлаг», одной из задач которого является содействие развитию искусства книги и шрифта, обратилось ко мне с просьбой подготовить мои тезисы к печати и оказало в этом всестороннюю помощь. Иллюстрации должны продемонстрировать упоминаемые в тезисах и маргиналиях шрифты, облегчить понимание выдвинутых проблем. Их диапазон шире в тех случаях, когда они отражают проблемы смежных областей, которым меньше уделялось внимания в известных учебниках по вопросам шрифта, а также в специальной литературе. Я многим обязан моим друзьям профессорам доктору Эрхарду Иону и Вальтеру Шиллеру, взявшим на себя труд прочесть книгу в качестве первых критиков и высказавшим много полезных замечаний.
Издательство выпустило книгу к Международной выставке искусства книги 1977 года и предложило ее для обсуждения в качестве очерка эстетики искусства шрифта.
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СПЕЦИФИКА ЭСТЕТИКИ ИСКУССТВА ШРИФТА
1
Алфавит — это средство общения между людьми, такая зримая форма языка, действие которой не ограничивается временем и пространством. В основе алфавита лежит система знаков, посредством которых фиксируются мысли, представления и впечатления; письменная информация доступна как для передачи другим людям, так и для накапливания в удобной для последующего использования форме. Для идеографического, «картинного» письма — примером тому служит китайский язык — характерна относительная независимость алфавита от языка. Фонетическому письму присущи такие системы, когда алфавит своим происхождением обязан языку. Здесь буквы не что иное, как зримая форма звуков, знаки алфавита прошли путь исторического развития, каждый знак имеет то или иное фонетическое значение. Следовательно, здесь мы имеем перед собой сигнальную систему с прагматическими, семантическими и синтаксическими функциями.
Вопрос к тезису 1. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в свое время писали: «Язык есть непосредственная действительность мысли» Какова же связь между мыслью и письмом?
Ответ. Собственно говоря, ответить на этот вопрос должна теория познания или семиотика. Мне думается, что здесь отсутствуют достаточные научные исследования.
В первую очередь следует провести принципиальное различие между письмом идеографическим и фонетическим. В основе идеографического письма лежит система знаков, относительно не зависимых от языка, иными словами, не зависимая от фонетического языка сигнальная система. На основе такого рода идеографического письма мышление возможно.
Латиница и любое другое фонетическое письмо — это всего лишь зафиксированная зримая форма языка. Между мыслями, представлениями, впечатлениями и алфавитом стоит язык, его слова, предложения, грамматическая структура. У фонетического письма нет таких сопоставимых возможностей отражения, какими располагает язык. Следовательно, мышление на основе латинского алфавита невозможно.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.