Ответ. Каждый знак всегда имеет то или иное определенное значение. Письменные знаки соответствуют фразе, слову, слогу или звуку. В фонетическом письме графемы соответствуют основным фонетическим единицам языка (фонемам) или звукам. Понятие «буква» не является точным, поскольку оно относится как к фонемам, так и к видимым знакам. Понятия «графема» и «фонема» были сформулированы русским ученым И. А. Бодуэном де Кур-тэнэ4. Графема была для него абстрактным понятием, которое невозможно изобразить графически, поскольку вычерченная графема становится конкретной буквой, а он имел в виду некую характерную для всех вариантов начертания букв духовную общность. Он отвергал определение графемы как остова буквы. Мне же думается, что художник-шрифтовик не может представить себе нечто такое, чего было бы невозможно изобразить; такой подход не способствовал бы его творчеству. В современной кибернетике существует понятие графемы как образа знака; в нашем случае его нужно было бы по меньшей мере дополнить указанием на необходимость разграничения видимого и фонетического образа. Основные формы графем — это основные формы видимого образа букв, которые в данном языке соответствуют определенной фонетической единице (звуку). В другой системе письменности они могут соответствовать другому звуку.
Необходимо выделить еще два существенных и очень разных фактора, оказывающих воздействие на изменение формы шрифта. В изменениях основных форм графем значительную роль играет язык народа, позаимствовавшего письменность. В практике письма система письменности приспосабливалась к фонетической структуре соответствующего языка. Существенное воздействие на художественные формы шрифта оказывали материалы и принадлежности для письма, как то: глина, камень, пергамент, бумага и т. д., а также шпатель, стило (палочка для письма), зубило, тростниковое, птичье или стальное перо, авторучка, гравировальная (литографская) игла, штихель, станок для изготовления штампов и т. п. Даже алфавиты с различными графемами — греческий, латинский, русский — при использовании одинакового инструмента могут приобрести эстетическое сходство.
Изобретение Гутенбергом печатного станка знаменовало решающий переворот в истории шрифта. Благодаря искусству книгопечатания, а также связанным с ним социальным переменам,значительно большее количество людей научились читать и писать. Печать превратилась в важнейшее средство воздействия на массы. Все решающие социальные движения, такие, как крестьянская война, реформация, просвещение, буржуазная революция, Великая Октябрьская социалистическая революция и т. п., готовились с помощью печатного слова. И хотя литеры верно служили владельцам печатных станков, в целом книгопечатание знаменовало начало и стимулирование процесса демократизации, того процесса, который в мировом масштабе продолжается и по сей день.
Вопрос к тезису 11. Как изменялись графемы?
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.