Ответ. Когда один народ заимствовал у другого народа его письменность для фиксации собственного языка, фонетические значения заимствованных графем отчасти менялись. Так, греки изменили фонетическое значение некоторых графем финикийской письменности, а римляне — западногреческой. Болгары, в свою очередь, изменили фонетическое значение некоторых графем уже более развитой греческой письменности. Изменение фонетического значения графем (акрофония) при заимствовании письменности народом, говорящим на другом языке,— лишь одна из возможностей найти подходящие графемы для фонетических единиц нового языка, которых не было в прежнем языке и для которых поэтому нет соответствующих им графем. Иногда добавлялись графемы из другой письменности, модифицировались имеющиеся графемы, из двух графем возникала одна новая.
Еще одно явление заслуживает того, чтобы о нем упомянуть. При заимствовании новой письменности люди почти всегда ориентировались на упрощенный курсив старого письма и проявляли значительно меньше интереса к сложным формам.
Основные формы графем видоизменялись также и под воздействием других факторов. В греческой и римской письменности на протяжении ряда столетий происходил переход от направления письма справа налево к направлению слева направо, причем этот переход имел промежуточный этап, так называемый бустрофедон, при котором писали и слева направо, и справа налево и т. д. Изменения в направлении письма привели к трансформации форм некоторых графем. Распад Римской империи на различные государства, религиозные направления и церкви стал одной из причин разделения римской письменности на так называемые национальные системы (VI — IX века). Около 800 г. в процессе реформы письменности Карлом Великим эти национальные алфавиты были унифицированы, в результате чего исключены сложные и плохо читаемые графемы, а сами формы графем претерпели значительные изменения.
Вопрос к тезису 11. Какое воздействие изменения принадлежностей для письма оказали на изменения в формах шрифта?
Ответ. Усовершенствование письменных принадлежностей оказало воздействие прежде всего па внешнюю, формальную сторону букв. С использованием пергамента и перьев появилась возможность варьировать толщину основных и соединительных штрихов, что было невозможно при работе с папирусом и кистью. Классические засечки римского капитального шрифта обязаны своим появлением камню и зубилу, хотя предшествовавшие надписи уже высекались на камне с помощью шпателя, по форме напоминавшего широкую кисть. Так и в настоящее время вследствие применения новых средств письма — мела, карандаша, автоматической и шариковой ручки — изменяется внешний рисунок букв. Основную же форму графемы изменения в инструментах для письма не затрагивают.
Вопрос к тезису 12. В чем эстетическая новизна и своеобразие изобретения Гутенберга?
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.