Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

Ответ. Гутенберг-изобретатель стремился к созданию такой книги, которая походила бы на рукописную. Мы не знаем, сам ли он создал шрифт 42-строчной библии; ему с самого начала помогал каллиграф-профессионал Петер Шеффер, а позже каллиграф Никола Йенсон. В то время Гутенберг и другие творцы первых печатных книг имели перед собой лишь один эстетический образец — рукописную книгу. И они должны были следовать этому образцу, если хотели победить в соперничестве с городскими и монастырскими писцами. Поэтому все без исключения печатные шрифты того времени были подобием рукописных. Литеры ДК, шрифт 42-строчной библии, большие и малые шрифты для печатания псалтырей были вариантами готического шрифта, принятого в монастырях для пе-

реписки богословских текстов. Оба вида индульгенций — 1454 и 1455 годов — соответствуют смешанному шрифту готического стиля среднерейнской области, а католикон и дурандус схожи с рукописными формами шрифтов немецких ученых-гуманистов середины

XV    века. Вполне возможно, что резчики штемпелей начального периода книгопечатания копировали конкретный рукописный шрифт; может, это был тот шрифт, которым написан оригинал текста, а может быть, сам печатник или заказчик специально подбирал красивый, подходящий к тексту образец рукописного шрифта. Однако, несмотря на желание точно копировать рукописный шрифт, печатный шрифт привел к появлению нового эстетического элемента: печатный шрифт в большинстве случаев казался более точным и равномерным, но в то же время и более однообразным, чем рукописные шрифты, отличавшиеся большей живостью.

Расположение текста, то есть то, что в дальнейшем стало именоваться типографским искусством, вначале заимствовали у древних рукописей. Пропорции полей первых печатных изданий были такими же, как у рукописных книг. Конструкция полос из нескольких колонок, маргиналии и врисованные или встроенные буквицы — все это соответствовало традициям рукописных книг. И все же новая техника книгопечатания породила и новые эстетические тенденции.

Появилась возможность выключки — и люди осознали превосходство гармонии строк равной длины. Пробелы между строками, как и вся структура книги, стали точнее. Мне не хотелось бы утверждать, что это всегда означало эстетическое превосходство печатной книги. Во всяком случае, начался период определенной самостоятельности типографского искусства.

Подробное описание термопанели для цоколя под камень цена у нас на сайте.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий