Ответ. Гутенберг-изобретатель стремился к созданию такой книги, которая походила бы на рукописную. Мы не знаем, сам ли он создал шрифт 42-строчной библии; ему с самого начала помогал каллиграф-профессионал Петер Шеффер, а позже каллиграф Никола Йенсон. В то время Гутенберг и другие творцы первых печатных книг имели перед собой лишь один эстетический образец — рукописную книгу. И они должны были следовать этому образцу, если хотели победить в соперничестве с городскими и монастырскими писцами. Поэтому все без исключения печатные шрифты того времени были подобием рукописных. Литеры ДК, шрифт 42-строчной библии, большие и малые шрифты для печатания псалтырей были вариантами готического шрифта, принятого в монастырях для пе-
реписки богословских текстов. Оба вида индульгенций — 1454 и 1455 годов — соответствуют смешанному шрифту готического стиля среднерейнской области, а католикон и дурандус схожи с рукописными формами шрифтов немецких ученых-гуманистов середины
XV века. Вполне возможно, что резчики штемпелей начального периода книгопечатания копировали конкретный рукописный шрифт; может, это был тот шрифт, которым написан оригинал текста, а может быть, сам печатник или заказчик специально подбирал красивый, подходящий к тексту образец рукописного шрифта. Однако, несмотря на желание точно копировать рукописный шрифт, печатный шрифт привел к появлению нового эстетического элемента: печатный шрифт в большинстве случаев казался более точным и равномерным, но в то же время и более однообразным, чем рукописные шрифты, отличавшиеся большей живостью.
Расположение текста, то есть то, что в дальнейшем стало именоваться типографским искусством, вначале заимствовали у древних рукописей. Пропорции полей первых печатных изданий были такими же, как у рукописных книг. Конструкция полос из нескольких колонок, маргиналии и врисованные или встроенные буквицы — все это соответствовало традициям рукописных книг. И все же новая техника книгопечатания породила и новые эстетические тенденции.
Появилась возможность выключки — и люди осознали превосходство гармонии строк равной длины. Пробелы между строками, как и вся структура книги, стали точнее. Мне не хотелось бы утверждать, что это всегда означало эстетическое превосходство печатной книги. Во всяком случае, начался период определенной самостоятельности типографского искусства.
Добавить комментарий