Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

Я не утверждаю, что всякий новый наборный шрифт может быть создан лишь на основе рукописного. Пример тому — гротеск. Однако каждый художник-шрифтовик обязан, по меньшей мере, иметь хотя бы какое-то представление об искусстве каллиграфии, поскольку использование широких перьев накладывает свой отпечаток на формы многих букв латиницы ш кириллицы.

Вопрос к тезису 13. Как случилось, что из многочисленных форм шрифта, возникших за всю историю его развития, всегда пробивали себе дорогу лишь самые лучшие?

Ответ. В самом деле, в области шрифта мы с особой благодарностью относимся к классическому наследию. Вопрос о восприятии классики — один из наиболее интересных в истории шрифта; лишь марксистская эстетика в состоянии дать на это удовлетворительный ответ.

Из различных шрифтов периода Римской империи сохранился — кроме весьма редко применяющихся рустики и унциала — один лишь классический римский капитальный. Из шрифтов V—VII веков: ирландско-англосаксонских, западноготских, франкских, бене-вентских, итальянских и других «национальных» шрифтов сохранился один лишь каролингский минускул. Весь набор готических шрифтов — текстура, фрактура рондо, швабахер, фрактура и бастарда — применяется исключительно для создания колорита соответствующей эпохи, в то время как антиква и курсив периода Возрождения не утратили своей популярности и по сей день.

Вершина развития латинского шрифта пришлась на I—II века, то есть период истории, схожий с Возрождением, тогда в процессе формирования Римской империи Рим пережил этап относительной демократизации; к тому же в столице всемирной империи были живы воспоминания о греческой культуре прежних рабовладельческих государств. В Рим приглашали греческих художников, учителей, философов, расцвет культуры вызвал к жизни классическую форму римского капитального шрифта, явившегося основой нынешних прописных букв.

Когда Карл Великий сокрушил общественный строй военной демократии и основал первое в Европе феодальное государство, он обратился к давно ушедшей в прошлое римской культуре. Эта эпоха вошла в историю искусств под названием каролингского Ренессанса. Обращение к римским рукописям возвратило к жизни классический римский капитальный шрифт; вместе с тем в процессе реформы шрифта появился каролингский минускул, исходная форма нынешних строчных букв.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий