Выразительные возможности музыки связаны со звуками и шумами живой и неживой природы; их свойства и порождаемые ими чувства преобразуются в мелодию. Сравнительно интенсивное воздействие на человеческие чувства оказывают некоторые проявления физиологических процессов: удары пульса, частота дыхания, размеренные звуки шагов. Сюда следует добавить звуки и шумы, свойственные трудовым и производственным процессам, а также такие проявления особенности человека через звуки, как речевая интонация, смех, плач, вздохи, хихиканье, стоны, ликование. Музыка лишь в редких случаях непосредственно воспроизводит такие звуки, свойственные человеку, или шумы, существующие в природе; это чаще всего субъективное и модифицированное отражение, приспособленное к возможностям звучания музыкальных инструментов.
Выразительные возможности шрифта сходным образом связаны с оптическими явлениями живой и неживой природы, а также с моторными проявлениями человека. Основу искусства шрифта в первую очередь составляют элементы орнамента и жеста. Уже ширина штриха делает шрифт тяжелым и солидным или легким и воздушным. Выделяя горизонтальные или вертикальные элементы, можно добиться впечатления преувеличенности, прямоты, отвесности или приниженности, придавленности, беглости. Меняя соотношения между средней высотой и верхними и нижними выносными элементами, шрифт можно сделать деловым, крепким, приземистым, гармоничным или свободным, беспокойным, полным фантазии. Текстура печатной страницы подобна ковру — тканому, вязаному, плетеному или воздушному и нежному, как занавес. Некоторые буквы напоминают человеческие жестьт. Строка или ряд букв могут прочно стоять на месте, шагать — отсюда происходит курсив, неуклюже и агрессивно наступать с помощью разобщения букв, далеко отстоящих одна от другой, рельефно выступать на белом фоне бумаги. Строка — подобно музыке — может танцевать, прыгать, скакать галопом, а может ползти, тянуться, делать паузы; искусству шрифта знакомы такие понятия, как престо, анданте, фортиссимо, пиано. Как музыкальные инструменты в музыке, так и инструменты для письма в искусстве шрифта оказывают существенное влияние на исполнение.
Шрифт — чувствительное и красноречивое средство выражения. В нем могут найти свое отражение духовные устремления, главные черты характера целой эпохи и отдельного человека. Шрифт нельзя считать всего лишь средством для передачи текста, нужно вглядываться в его формы, чтобы познать дух, стремления и чувства, которые он выражает. В известном смысле шрифт можно сравнить с музыкой. Не нужно быть специалистом, чтобы увидеть различие между религиозным характером готической текстуры и веселым свободомыслием гуманистического минускула, между холодно-деловым гротеском футура и стремительным курсивом гарамон. Любой читатель подсознательно ощущает, что форма шрифта может оказать воздействие на восприятие текста.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.