Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

Особенность исторического развития шрифта состоит в том, что, возникнув в условиях классовой борьбы и под воздействием той или иной идеи, новые его формы затем используются также и в интересах иных идей. Форма лишается своего первоначального содержания и может служить новой идее. Духовное содержание формы шрифта не является некой абсолютной сущностью, оно отражает отношение художника к форме. Таким образом, неизменная форма шрифта может у другого читателя или в иную эпоху выражать иное содержание.

Вопрос к тезису 14. Каковы взаимосвязи между выразительностью шрифта и историей его стиля?

Ответ. История стилей шрифта отражает духовные стремления и самовыражение той или иной эпохи- К описанным выше оптическим выразительным возможностям присоединяются ассоциации с другими видами искусств, в первую очередь с архитектурой и литературой. Рассматривая готическую текстуру, вспоминаешь архитектуру готических соборов, подчеркнутые вертикали, мрачную мистику леса колонн в расчлененных на многочисленные отсеки церковных нефах, христианско-догматический дух средневековых верований.

Четкая структура антиквы Возрождения, располагающий к уверенности в своих силах курсив той же эпохи вызывают ассоциации с духовным миром гуманистов, искусством раннего Возрождения. Подобным же образом шрифты эпохи барокко заставляют вспомнить о памятниках архитектуры и литературы этого времени. Искусство шрифта всегда было в состоянии — и не утратило этой способности и по сей день — тонко чувствовать духовные устремления общества и передавать их своими, присущими ему одному, средствами. Вопрос к тезису 15. Не противоречит ли этот тезис положениям, изложенным в тезисе 14?

Ответ. Здесь и в самом деле имеется некоторое противоречие. Если в момент возникновения шрифт выражал ту или иную идейную позицию, то в дальнейшем такая связь была предана забвению. Это примерно так же, как если к мелодии пишут другой текст. Для наглядности приведем примеры из иных видов искусств. Герб Бурбонов — лилия — вначале служил символом северного египетского государства. Свастика — отвратительный знак немецких фашистов — в том же самом виде встречается в египетских, греческих и даже китайских орнаментах. «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, задуманную и воспринимавшуюся художником и заказчиком как произведение религиозного содержания, большинство наших современиков воспринимает как художественное изображение земной матери с ребенком. Иконографическое значение произведений Альбрехта Дюрера «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия», некогда созданных автором в знак приверженности идеям реформации и протеста против организованных доминиканцами судилищ над еретиками, в настоящее время в полном объеме понимают лишь искусствоведы1.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *