Особенность исторического развития шрифта состоит в том, что, возникнув в условиях классовой борьбы и под воздействием той или иной идеи, новые его формы затем используются также и в интересах иных идей. Форма лишается своего первоначального содержания и может служить новой идее. Духовное содержание формы шрифта не является некой абсолютной сущностью, оно отражает отношение художника к форме. Таким образом, неизменная форма шрифта может у другого читателя или в иную эпоху выражать иное содержание.
Вопрос к тезису 14. Каковы взаимосвязи между выразительностью шрифта и историей его стиля?
Ответ. История стилей шрифта отражает духовные стремления и самовыражение той или иной эпохи- К описанным выше оптическим выразительным возможностям присоединяются ассоциации с другими видами искусств, в первую очередь с архитектурой и литературой. Рассматривая готическую текстуру, вспоминаешь архитектуру готических соборов, подчеркнутые вертикали, мрачную мистику леса колонн в расчлененных на многочисленные отсеки церковных нефах, христианско-догматический дух средневековых верований.
Четкая структура антиквы Возрождения, располагающий к уверенности в своих силах курсив той же эпохи вызывают ассоциации с духовным миром гуманистов, искусством раннего Возрождения. Подобным же образом шрифты эпохи барокко заставляют вспомнить о памятниках архитектуры и литературы этого времени. Искусство шрифта всегда было в состоянии — и не утратило этой способности и по сей день — тонко чувствовать духовные устремления общества и передавать их своими, присущими ему одному, средствами. Вопрос к тезису 15. Не противоречит ли этот тезис положениям, изложенным в тезисе 14?
Ответ. Здесь и в самом деле имеется некоторое противоречие. Если в момент возникновения шрифт выражал ту или иную идейную позицию, то в дальнейшем такая связь была предана забвению. Это примерно так же, как если к мелодии пишут другой текст. Для наглядности приведем примеры из иных видов искусств. Герб Бурбонов — лилия — вначале служил символом северного египетского государства. Свастика — отвратительный знак немецких фашистов — в том же самом виде встречается в египетских, греческих и даже китайских орнаментах. «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, задуманную и воспринимавшуюся художником и заказчиком как произведение религиозного содержания, большинство наших современиков воспринимает как художественное изображение земной матери с ребенком. Иконографическое значение произведений Альбрехта Дюрера «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия», некогда созданных автором в знак приверженности идеям реформации и протеста против организованных доминиканцами судилищ над еретиками, в настоящее время в полном объеме понимают лишь искусствоведы1.
Информация функциональная грамотность 3 класс планета тренажер рязань тут.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.