Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

В искусстве шрифта такого рода перемены в содержании неизменной формы не менее удивительны, иногда они выглядят как исторические анекдоты. Текстура, этот готический монастырский шрифт, используется для набора заголовков американских газет. Как известно, библия Лютера набиралась фрактурой, ставшей шрифтом лютеран. Этим же шрифтом было набрано первое издание Коммунистического манифеста. И напротив, для нового издания библии используется таймс-ромейн, антиква, исполненная в духе газетного шрифта. Этот перечень можно было бы продолжить.

Что это? Ошибки или сознательная подмена содержания? В отдельных случаях нельзя исключить ни того, ни другого. Могло случиться, что использование вопреки логике подобных шрифтов преследовало рекламно-психологические цели. Или под рукой не оказалось подходящего шрифта. Чаще же дело обстояло таким образом, что первоначальные тесные связи той или ной формы шрифта с определенным содержанием через некоторое время ослабевали и уже не воспринимались подавляющим большинством читателей.

Специалисту это может показаться заслуживающим сожаления, он может заявить, что такое использование шрифта его не удовлетворяет, но ему все же придется считаться с фактами.

Некоторые факты и явления, связанные с определенным классом или религией, уходят в небытие; последующие поколения могут постигнуть их исключительно через знание истории. Остаются лишь общечеловеческие моменты, такие, как стремление людей к красоте, к жизни, достойной человека, к свободному развитию человеческих способностей; эти моменты сохраняются вечно, хотя и они связаны с классами и претерпевают диалектические перемены. Классическая форма римского капитального шрифта, некогда олицетворявшая величие и могущество Римской империи, ныне, освободившись от этой старой зависимости, не что иное, как прекрасная, классическая форма латинских прописных букв. Бисмарк защищал фрактуру как выражение немецкого духа1; ныне же молодое поколение в обоих германских государствах воспринимает ее как трудный для чтения, старомодный шрифт. В период кватроченто антиква Возрождения считалась признанием в верности гуманизму. Лютеране проклинали этот шрифт, называя его чужеземным, римским. Ныне антиква — всего лишь прекрасная и умеренная форма латинского шрифта.

Всем сказанным мы не отвергаем тезиса об эстетической и идеологической выразительности форм шрифта. Просто с изменением мировоззрения изменяется то содержание предмета искусства, которое вкладывает в него художник или зритель-читатель2.

Вопрос к тезису 16. Каков характер взаимоотношений между буквами и их значениями в языке и мышлении?

Ответ. Язык представляет собой систему знаков, где фонетические единицы — звуки — могут быть представлены зримыми символами, графемами.

https://obzor.city/texty/dlya_dela/servis-sms-rassylok
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий