Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

Ответ. Сведение графем к основным геометрическим формам можно заметить уже в греческом прописном шрифте конца V в. до и. э. По-видимому, этим завершился процесс абстрагирования от рисунка к знаку. Опиравшиеся на аналогичный принцип графемы латинских прописных букв почти окончательно сложились в III — II вв. до н. э. в виде первоначального римского капитального шрифта. Выполнен-

СЕМАИТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ШРИФТА

1C

Важнейшее достоинство шрифта — его удобочитаемость. Чтение — это зрительный процесс, в ходе которого заранее согласованные или общепринятые знаки, буквы или слова воспринимаются человеком и трансформируются в мысли или представления.

В широком смысле формы букв должны отвечать представлениям, укоренившимся в сознании читателя. Поэтому было бы ошибкой требовать создания шрифта совершенно нового типа. Формы букв меняются медленно, шаг за шагом; такого рода изменения невозможны без одобрения большинством читателей, большинством народа.

Удобочитаемость прописных букв латинского алфавита зависит от контраста круглых, прямоугольных, треугольных фигур и штрихов; у строчных букв этот контраст менее заметен вследствие сглаживания, выравнивания и применения закругленных штрихов. Различать строчные буквы помогают верхние и нижние элементы. Буквы оказываются связанными орнаментальным ритмом, который способствует удобочитаемости и восприятию шрифта, поскольку облегчает формирование буквенных композиций, улучшает читабельность слова.

ные этим шрифтом надписи читали относительно медленно и, вероятно, вслух.

Эстетический принцип построения капитального шрифта заключается в составлении напоминающей орнамент ровной строки из различных геометрических фигур, вначале без промежутков между словами, без знаков препинания и переноса. Все буквы одной высоты, все они заключены между верхней и нижней ограничительной линиями. Наиболее совершенные формы римских прописных букв дошли до нас в виде торжественной надписи на колонне Траяна в Риме (ИЗ г. н. э. ).

Эстетическая основа латинских строчных букв значительно сложнее. Вспомним, что из скорописи появились старый и новый римский курсив, ставшие образцом строчного письма; затем оно претерпело многочисленные модуляции в рамках «национальных» алфавитов и в конце концов было узаконено реформой алфавита при Карле Великом. Отшлифованные в результате скорого письма, отчасти ставшие слишком уж похожими, буквы вновь обрели своеобразие и отличительные признаки в результате появления верхних и нижних выносных элементов. Они стали трехступенчатыми. Одни отличались высотой очка, другие — верхними или нижними выносными элементами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *