Ответ. Сведение графем к основным геометрическим формам можно заметить уже в греческом прописном шрифте конца V в. до и. э. По-видимому, этим завершился процесс абстрагирования от рисунка к знаку. Опиравшиеся на аналогичный принцип графемы латинских прописных букв почти окончательно сложились в III — II вв. до н. э. в виде первоначального римского капитального шрифта. Выполнен-
СЕМАИТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ШРИФТА
1C
Важнейшее достоинство шрифта — его удобочитаемость. Чтение — это зрительный процесс, в ходе которого заранее согласованные или общепринятые знаки, буквы или слова воспринимаются человеком и трансформируются в мысли или представления.
В широком смысле формы букв должны отвечать представлениям, укоренившимся в сознании читателя. Поэтому было бы ошибкой требовать создания шрифта совершенно нового типа. Формы букв меняются медленно, шаг за шагом; такого рода изменения невозможны без одобрения большинством читателей, большинством народа.
Удобочитаемость прописных букв латинского алфавита зависит от контраста круглых, прямоугольных, треугольных фигур и штрихов; у строчных букв этот контраст менее заметен вследствие сглаживания, выравнивания и применения закругленных штрихов. Различать строчные буквы помогают верхние и нижние элементы. Буквы оказываются связанными орнаментальным ритмом, который способствует удобочитаемости и восприятию шрифта, поскольку облегчает формирование буквенных композиций, улучшает читабельность слова.
ные этим шрифтом надписи читали относительно медленно и, вероятно, вслух.
Эстетический принцип построения капитального шрифта заключается в составлении напоминающей орнамент ровной строки из различных геометрических фигур, вначале без промежутков между словами, без знаков препинания и переноса. Все буквы одной высоты, все они заключены между верхней и нижней ограничительной линиями. Наиболее совершенные формы римских прописных букв дошли до нас в виде торжественной надписи на колонне Траяна в Риме (ИЗ г. н. э. ).
Эстетическая основа латинских строчных букв значительно сложнее. Вспомним, что из скорописи появились старый и новый римский курсив, ставшие образцом строчного письма; затем оно претерпело многочисленные модуляции в рамках «национальных» алфавитов и в конце концов было узаконено реформой алфавита при Карле Великом. Отшлифованные в результате скорого письма, отчасти ставшие слишком уж похожими, буквы вновь обрели своеобразие и отличительные признаки в результате появления верхних и нижних выносных элементов. Они стали трехступенчатыми. Одни отличались высотой очка, другие — верхними или нижними выносными элементами.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.