Со строчными буквами связана эстетическая проблема иного рода, нежели с прописными. Скорое письмо породило гирлянды и аркады, повторение таких же или схожих полуарок, контрастных по отношению к вертикальным ножкам. Наиболее совершенные формы наших строчных букв сложились в IX—XII вв. Эстетическую основу этих букв по праву сравнивают с полуциркульными арками нефов каролингских и романских церквей. С другой стороны, необходимо помнить, что округления строчных букв возникли из быстрого письма широким пером. Напряженные переходы этих округлений и характер их связей с вертикалями можно воспроизвести лишь в том случае, если посмотреть, как их напишет кто-либо другой. Особую сложность представляют буквы п, m, h, г, и, а также b, р, d, q, у которых округления вырастают из вертикальных элементов. Эти места угрожают всей форме, ибо линии, соединяемые под слишком острым углом или слишком прямо, рябят, а при печати их заливает краска и получаются неприятные кляксы. Лишь опыт помогает успешно решать задачи, связанные с построением этих сложных элементов шрифта.
Различия в эстетических принципах построения прописных и строчных букв сохранились и по сей день. В эпоху Возрождения эти различия сглаживались использованием довольно схожих засечек. Радикальный принцип надлома всех округлений в готическом шрифте решил в тот период проблему противоречия обоих алфавитов, однако в настоящее время мы в своих решениях не можем на него опираться. В начале XX века авторы отдельных шрифтов пытались воспользоваться этим. Мне вспоминаются шрифты Экмана, Беренса и некоторые другие попытки. Различия между обоими алфавитами частично уменьшали посредством сближения ширины штриха, уменьшения высоты прописных букв и выровненного орнаментального ритма. Однако во многих случаях художники-шрифтовики сознательно разрабатывали специфические особенности прописного и строчного шрифта как их противоположность.
Вопрос к тезису 18. Исследования в области удобочитаемости за последние десятилетия в целом подтверждают хорошую читабельность известных классических шрифтов. Может ли эстетика искусства шрифта привнести новые аспекты в исследование удобочитаемости?
Ответ. Эстетика искусства шрифта и в самом деле стремится сделать чтение более приятным и, вместе с тем, более быстрым. Однако до настоящего времени в исследованиях удобочитаемости эстетический фактор или вообще не учитывался, или его роль недооценивалась. Количество букв, одномоментно фиксируемых человеческим
Стол письменный купить мск компьютерные и письменные Столы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.