Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

Со строчными буквами связана эстетическая проблема иного рода, нежели с прописными. Скорое письмо породило гирлянды и аркады, повторение таких же или схожих полуарок, контрастных по отношению к вертикальным ножкам. Наиболее совершенные формы наших строчных букв сложились в IX—XII вв. Эстетическую основу этих букв по праву сравнивают с полуциркульными арками нефов каролингских и романских церквей. С другой стороны, необходимо помнить, что округления строчных букв возникли из быстрого письма широким пером. Напряженные переходы этих округлений и характер их связей с вертикалями можно воспроизвести лишь в том случае, если посмотреть, как их напишет кто-либо другой. Особую сложность представляют буквы п, m, h, г, и, а также b, р, d, q, у которых округления вырастают из вертикальных элементов. Эти места угрожают всей форме, ибо линии, соединяемые под слишком острым углом или слишком прямо, рябят, а при печати их заливает краска и получаются неприятные кляксы. Лишь опыт помогает успешно решать задачи, связанные с построением этих сложных элементов шрифта.

Различия в эстетических принципах построения прописных и строчных букв сохранились и по сей день. В эпоху Возрождения эти различия сглаживались использованием довольно схожих засечек. Радикальный принцип надлома всех округлений в готическом шрифте решил в тот период проблему противоречия обоих алфавитов, однако в настоящее время мы в своих решениях не можем на него опираться. В начале XX века авторы отдельных шрифтов пытались воспользоваться этим. Мне вспоминаются шрифты Экмана, Беренса и некоторые другие попытки. Различия между обоими алфавитами частично уменьшали посредством сближения ширины штриха, уменьшения высоты прописных букв и выровненного орнаментального ритма. Однако во многих случаях художники-шрифтовики сознательно разрабатывали специфические особенности прописного и строчного шрифта как их противоположность.

Вопрос к тезису 18. Исследования в области удобочитаемости за последние десятилетия в целом подтверждают хорошую читабельность известных классических шрифтов. Может ли эстетика искусства шрифта привнести новые аспекты в исследование удобочитаемости?

Ответ. Эстетика искусства шрифта и в самом деле стремится сделать чтение более приятным и, вместе с тем, более быстрым. Однако до настоящего времени в исследованиях удобочитаемости эстетический фактор или вообще не учитывался, или его роль недооценивалась. Количество букв, одномоментно фиксируемых человеческим

Все подробности Демократия на нашем сайте.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *