Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

глазом, зависит от той легкости, с какой они складываются в группы или слова. Элементы букв должны быть ясными и в эстетическом отношении цельными. Инородные элементы нарушают гармонию. Единая ширина, одинаковые просветы между штрихами обеспечивают их гармонический ритм и улучшают читабельность. Можно предположить, что для складывания буквенных групн пробелы между штрихами имеют большее значение, нежели сами штрихи. Связка может быть построена таким образом, чтобы правая граница буквы как бы вызывала необходимость появления справа следующей буквы с тем, чтобы завершить начатую и ожидаемую читателем фигуру, органически включаемую в себя штрихи и пробелы. Графическими средствами необходимо оказывать такое воздействие на читающий глаз, чтобы он одномоментно фиксировал максимальное число букв. Этому способствуют равномерность, но не монотонность, живость и различимость отдельных форм, но не индивидуальность букв.

Здесь большую роль играет форма круглых букв. В некоторых шрифтах типа гротеск прописные буквы О, Q, С, G и D приближаются к форме круга или полукруга с вертикальным штрихом. Однако круг менее пригоден для соединения с соседним кругом или соседним вертикальным штрихом. Для классических шрифтов характерны различные варианты овальных закруглений. Эти овальные формы представляют собой закругления различной кривизны, слегка сплющенные вправо или влево, вверх или вниз, вверху или внизу слева, и с несколько большим изгибом вверху или внизу справа. Такие овальные формы лучше сочетаются с соседними фигурами. Еще важнее это замечание в отношении строчных букв о, b, d, р и q. Более узкие овалы строчных букв должны гармонировать с гирляндами и аркадами букв и, h, г, m, и и других, имеющих округления. Эстетическое родство элементов букв имеет важнейшее значение для их удобочитаемости.

Умело сбалансированные различия между штрихами различной толщины также улучшают читабельность, особенно если речь идет о длинных текстах. Столь же важна равномерность перехода от верхних штрихов к концевым, от округлений к прямым линиям. Наши чувства воспринимают штрихи букв как следы невидимого движения: движение же — подобно бегу лошади, прыжкам серны или нолету птицы — должно излучать прелесть и вести глаз за собой.

Поэтому необходимо больше внимания уделять курсиву. Курсив содержит большое число устремленных вперед элементов. По-видимому, можно было бы определенные его свойства и элементы включить в антикву, не отказываясь от необходимой различимости отдельных букв. Само собой разумеется, что небольшая ширина букв способствует увеличению их числа, которое глаз может зафиксировать. Но и здесь имеются определенные границы, поскольку чтение слишком узких букв требует дополнительных усилий в связи со снижением различимости отдельных букв.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *