Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

При исследовании удобочитаемости следует уделять больше внимания оптической плотности страницы. Бумага, печатная краска и шрифт оказывают влияние на оптическую плотность; особое значение для удобочитаемости имеет толщина штриха букв. Штрих не должен быть слишком толстым, но и слишком тонким.

Вопрос к тезису 19. Не приведут ли эти соображения к появлению новых сверхзнаков, идеограмм или идеографического письма?

Ответ. В этом вопросе заключена важная мысль, указывающая путь вперед. Зрительная память запечатлевает часто повторяющиеся слова того или иного языка в качестве идеограмм, опытный читатель воспринимает их целиком, без разбивки па отдельные буквы. Непроизвольно здесь возникают как бы стенографические сокращения, существенно облегчающие чтение. Врачи, инженеры и представители других профессий легко прочитывают знакомые им слова. Такого рода специальные слова-термины, часто даже слова иностранного

Взрослый человек читает достаточно длинные тексты не так, как это изложено в конце 17 тезиса, т. е. не воспринимает с высокой скоростью самые разнообразные единичные буквы. В процессе чтения человеческий глаз объединяет отдельные буквы в группы или слова, перескакивает с одной группы букв на другую и так до конца строки. Орнаментальная общность, к примеру, серифов или концевых штрихов, облегчает формирование групп и позволяет глазу проходить строку с минимальным числом остановок. При создании удобочитаемого шрифта следует заботиться не только о выделении специфических особенностей отдельных букв, но и о разработке определенных связующих элементов, о том, чтобы получить орнаментальный ритм.

Решающую роль в облегчении и ускорении чтения играют очертания фиксируемого глазом слова или группы букв. Поэтому следует тщательно выверять соотношения верхних и нижних выносных элементов и средних линий (букв с перекрещиванием средних линий — типа X). Существенное значение для общего эстетического впечатления и читабельности имеет оптимальное соотношение букв с одними лишь средними линиями и букв с верхними и нижними выносными элементами, а также с пронисными буквами.

Приятное эстетическое впечатление помогает чтению, и наоборот, все то, что помогает чтению, представляется нам приятным.

происхождения, или сложные слова, являющиеся препятствием для не привыкших к подобным текстам читателей, не представляют никаких трудностей для специалистов.

Как известно, в некоторых странах этот опыт используется педагогами для обучения детей чтению: детей учат вначале запоминать целые слова, а уж потом членить их на буквы. Многие сказки начинаются со слов «жил-был». Мой опыт подсказывает мне, что эти слова воспринимают сразу, в то время как другие пока еще читают по буквам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *