При исследовании удобочитаемости следует уделять больше внимания оптической плотности страницы. Бумага, печатная краска и шрифт оказывают влияние на оптическую плотность; особое значение для удобочитаемости имеет толщина штриха букв. Штрих не должен быть слишком толстым, но и слишком тонким.
Вопрос к тезису 19. Не приведут ли эти соображения к появлению новых сверхзнаков, идеограмм или идеографического письма?
Ответ. В этом вопросе заключена важная мысль, указывающая путь вперед. Зрительная память запечатлевает часто повторяющиеся слова того или иного языка в качестве идеограмм, опытный читатель воспринимает их целиком, без разбивки па отдельные буквы. Непроизвольно здесь возникают как бы стенографические сокращения, существенно облегчающие чтение. Врачи, инженеры и представители других профессий легко прочитывают знакомые им слова. Такого рода специальные слова-термины, часто даже слова иностранного
Взрослый человек читает достаточно длинные тексты не так, как это изложено в конце 17 тезиса, т. е. не воспринимает с высокой скоростью самые разнообразные единичные буквы. В процессе чтения человеческий глаз объединяет отдельные буквы в группы или слова, перескакивает с одной группы букв на другую и так до конца строки. Орнаментальная общность, к примеру, серифов или концевых штрихов, облегчает формирование групп и позволяет глазу проходить строку с минимальным числом остановок. При создании удобочитаемого шрифта следует заботиться не только о выделении специфических особенностей отдельных букв, но и о разработке определенных связующих элементов, о том, чтобы получить орнаментальный ритм.
Решающую роль в облегчении и ускорении чтения играют очертания фиксируемого глазом слова или группы букв. Поэтому следует тщательно выверять соотношения верхних и нижних выносных элементов и средних линий (букв с перекрещиванием средних линий — типа X). Существенное значение для общего эстетического впечатления и читабельности имеет оптимальное соотношение букв с одними лишь средними линиями и букв с верхними и нижними выносными элементами, а также с пронисными буквами.
Приятное эстетическое впечатление помогает чтению, и наоборот, все то, что помогает чтению, представляется нам приятным.
происхождения, или сложные слова, являющиеся препятствием для не привыкших к подобным текстам читателей, не представляют никаких трудностей для специалистов.
Как известно, в некоторых странах этот опыт используется педагогами для обучения детей чтению: детей учат вначале запоминать целые слова, а уж потом членить их на буквы. Многие сказки начинаются со слов «жил-был». Мой опыт подсказывает мне, что эти слова воспринимают сразу, в то время как другие пока еще читают по буквам.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.