Решающим фактором для быстрого восприятия текста является характерное очертание таких групп слов и букв. Набранные прописными буквами слова имеют примерно одинаковые очертания, и поэтому их трудно читать. Очертания слов, состоящих из строчных или прописных букв, кроме верхних и нижних выносных элементов формируют в первую очередь буквы с акцентом, диакритические знаки. Синхронность распознавания целых групп слов в их грамматической взаимосвязи облегчается наличием знаков препинания и слов, начинающихся с прописных букв. Поэтому художник-шрифтовик должен уделять большое внимание разработке такого рода контурообразующих деталей.
Вопрос к тезису 19. Действительно ли болгарские художники шрифта и ученые пытаются добавить к некоторым строчным буквам славянского алфавита дополнительные верхние и нижние выносные элементы?
Ответ. В кириллице меньше строчных букв с верхними и нижними выносными элементами; установлено, что по этой причине глаз способен фиксировать меньшее число букв. Известные болгарские художники Борис Ангелушев, Васил Иончев и другие в новых наборных шрифтах прибавили к буквам к, в, ж и ю верхние выносные элементы, а к букве з один нижний. Болгарское государство поддержало эти изменения, направленные на облегчение чтения, и сейчас большинство болгарских газет и книг набирают видоизмененным славянским шрифтом. Художники с полным правом утверждают, что они тем самым продолжают дело Кирилла и Мефодия, создателей славянского алфавита *.
Вопрос к тезису 19. Можно ли утверждать, что написание существительных с прописной буквы в немецком языке облегчает чтение, поскольку большое число прописных букв определяет характерный контур буквенных групп?
Ответ. Я решительно отрицаю такого рода предположение. В немецком языке слишком много прописных букв; с точки зрения эстетики это недостаток. В среднем прописные буквы шире строчных, поэтому они уменьшают число букв, фиксируемое глазом. Более подробный ответ на этот вопрос будет дан в 39 тезисе.
Вопрос к тезису 20. Имеются ли в искусстве шрифта законы формы? Ответ. Существуют по меньшей мере закономерности орнаментальной формы или формальные принципы построения изображения, художественного мышления или художественного языка. Шрифт не только читают, то есть транспонируют в мысли или слова, шрифт, кроме того, непосредственно — хотя в большинстве случаев бессознательно — воспринимают как зримый образ. В этом эстетическом значении шрифт сродни графике и живописи: формальные законы декоративного построения изображения действуют подобно формальным законам орнаментального искусства в шрифте.
О существовании такого рода формальных законов в истории эстетики многократно говорилось в виде общих фраз. Живописцы и графики в последние десятилетия обсуждали теоретические высказывания Кандинского и Мондриана, которые в своих рассуждениях опирались на эстетику Канта и Шиллера. Их экспрессивный аб-
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.