стракционизм антинаучен, потому что они в декоративном видели существенное художественное содержание, отрицая тем самым общественную и социальную функции искусства. Марксистская эстетика вполне справедливо отвергла эти положения Кандинского. Однако, к сожалению, некоторые авторы пренебрегли идеями формального построения изображения, весьма существенного для изобразительного искусства. Само собой разумеется, основная задача искусства состоит не в том, чтобы приятным образом располагать точки, линии, полоски и краски, однако для выражения того или иного идейно-эмоционального содержания необходимо эстетически правильно располагать формальные средства воздействия. Любой преподаватель изобразительного искусства обязан знать общие и важнейшие законы формы, которые, тем не менее, и по сей день преподносятся студентам художественных факультетов в виде личного художественного опыта. Насущная задача марксистской эстетики — раскрыть важнейшие законы формы в связи с эстетическим отражением действительности. Теоретики в области некоторых искусств (литература, музыка, изобразительное искусство и т. п.) уже провели исследования в этом направлении, общего же образа пока нет. Изложенные ниже соображения — гипотезы в отношении шрифта, получившие подтверждение на практике; возможности их применения в других областях изобразительного и прикладного искусства необходимо критически проанализировать со всех точек зрения. Вопрос к тезису 20. Почему Вы занимаетесь этими теоретическими вопросами?
Ответ. По-видимому, не случайно художник-шрифтовик обратился к важнейшим законам формы раньше живописца, ибо проблемы живописи дифференцированнее и выделить их формальные закономерности сложнее. С изменениями в картине штриха, краски или тона меняются не только формальная композиция, но также рисунок, линейная и цветовая перспектива. Выразительные средства шрифта в значительной степени совпадают с выразительными средствами орнамента, проще: ритм, симметрия, напряжение, гармония, единство в многообразии и т. п. Если подумать, что 26 прописных и 27 строчных букв — всего шрифт включает около 130 элементов — уже претерпели многие тысячи изменений и вариаций и что ты сам, стремясь добиться красоты и совершенства, сотни раз вычерчивал каждую букву, то невольно начинаешь размышлять: в чем же все-таки дело? А изучая проблему оптического обмана, связанного почти с каждой буквой, спрашиваешь себя: каковы условия восприятия прекрасного? Как формируется художественная выразительность.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.