Практика учит, что формальное построение каждой художественной структуры, будь то буква, произведение графического или типографского искусства, картина, опирается па противоположности. Такими парами противоположностей являются: спокойный — взволнованный, округлый — угловатый, большой — маленький, холодный — теплый, громкий — тихий и другие. Элементарное воздействие цвета также основывается па полярности, на противоположностях составляющих цветов, на качественной противоположности красок ярких и мрачных, холодных и теплых, тонов ясных и темных. (Уже Гете в своем учении о цвете указывал на подобные пары противоположностей.)
Любое графическое произведение требует многообразия в единстве и единства в многообразии, единого настроения с многочисленными светотенями, единой композицией из многих деталей, единой фигуры с резкими, закругленными или беспокойными контурами. Разве все это не наводит на мысль о связи проявляющегося в художественном произведении закона о единстве противоположностей с основным законом диалектики?
Искусство шрифта — это в первую очередь искусство пропорций. Напряженность и гармония, симметрия и асимметрия, ритм формы и контрформы, однозначность особенного и всеобщего — при работе над шрифтом приходится учитывать множество пар противоположностей. Особое значение имеет познание и исправление ошибок. На основе большого числа наблюдений мне представляется возможным выдвинуть следующую гипотезу: законы орнамента, играющие в шрифте доминирующую роль, отражают в общей форме основные законы природы, прежде всего диалектики.
Эти выработанные в процессе практической деятельности аксиомы в полной мере относятся и к эстетической оценке. Лишь при соблюдении законов формы возникает впечатление прекрасного.
Поняв это, художник стремится установить связи и других основных законов диалектики с опытом формальной структуры художественного изображения. Любое графическое произведение, в первую очередь орнамент и буквенная строка, нуждаются в ритме, то есть в определенном повторении пар противоположностей. Противоположности приобретают новое качество, ритм. Из штрихов рождаются фигуры или знаки, из фигур — композиция, из знаков — строка, из строк — полосы. В процессе диалектических отрицаний прежние стадии формального построения произведения сохраняются в новом качестве общей формальной композиции. Это относится и к другим диалектическим закономерностям, таким, как связь между сущностью и явлением, содержанием и формой, возможностью и действительностью, единичным и всеобщим. Все эти отношения можно проследить и в законах формы.
В заметках к «Анти-Дюрингу» Ф. Энгельс писал: «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения» *.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.