Джон Эрхард пишет в книге «Проблемы марксистско-ленинской эстетики»: «Критиканством, а не творческим марксистским подходом к классическому наследию было бы — под предлогом того, что Энгельс говорит о мышлении вообще — исключение художественного мышления из всеобщей сферы действия и идеального отражения диалектических процессов» 2. В соответствии с этим я в своих тезисах говорю о действии законов диалектики также и в области формального построения изображения. Или, поскольку мы говорим о художественном, или эстетическом, отражении, эту мысль можно сформулировать следующим образом: основные законы формы суть отражение основных законов диалектики.
Следующая проблема заключается в том, что некоторые законы графики нельзя считать диалектическими. Наиболее известный из них — правило золотого сечения, значение которого, однако, в графике не столь велико, как об этом часто говорят. Известна, тем не менее, роль золотого сечения в пропорциях некоторых растений, анатомии животных, а также в пропорциях скелета человека.
Нам известна роль симметрии в орнаменте, в начертании многих букв, в картинах, особенно в живописи средневековья и эпохи Возрождения. Подобную симметрию можно проследить в органической природе в качестве принципа, экономящего силы равновесия, в строении скелета человека и животных.
В течение длительного времени мне казалась необъяснимой своеобразная ошибка художников-шрифтовиков относительно так называемой оптической середины. Здесь речь идет вот о каком явлении: при визуальном определении центра вертикали точка всегда располагается несколько выше действительной геометрической середины. Я могу только предположить, что здесь мы имеем дело с центром тяжести, что глаз в процессе формирования в качестве органа, назначение которого — правильное, с точки зрения человеческой практики, отражение окружающего мира, в результате тЫсячейратных повторений (я привожу сравнение из области баллистики) привык помещать точку прицеливания выше точки попадания. Переход дуги в прямую линию или прямой линии в дугу глаз воспринимает таким образом, будто бы более значимая линия продолжается далее цели. Здесь непроизвольно думаешь о законе инерции. Я хотел бы ограничиться этими примерами. Дополнительные примеры читатель сможет пайти в кпиге, посвященной этим же проблемам и называющейся «Характер и функции типографского искусства» 3.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.