Мне бы хотелось высказать предположение, что действие определенных законов природы распространяется также и на самые существенные графические законы формы. В некоторых случаях эти законы идентичны законам диалектики, действующим в природе, поскольку золотое сечение как оптический принцип суть проявление противоположности между малым и большим, а повторение противоположностей, обозначенных выше в качестве диалектического принципа, в виде закона природы можно обнаружить в природе, в дыхании, в приливах и отливах, в электричестве. Поэтому я и сказал в 20-м тезисе: «...формальные законы орнамента (или построения изображения) являются отражением определенных законов природы, прежде всего диалектики».
Соблюдение этих законов или принципов в области формы пробуждает у зрителя ощущение жизненности изображенного, гармонии; зритель внутренне соглашается с тем, что он видит, ибо находит в нем подтверждение своих мыслей.
Следствием отрицания законов формы бывают дисгармония, чувство неудовлетворенности.
Ниже пойдет речь об эстетических чувствах, зависящих от общественных привязанностей человека, от его социального сознания. Пока же мы говорили об общечеловеческих чувствах. Это понятие, часто употребляемое в идеалистической эстетике, где оно лишается своего социального содержания, в действительности имеет вполне реальный глубокий смысл. Каган писал: «В конечном итоге коммунистическое и есть общечеловеческое, а каждый исторический этап человечества необходимо оценивать по его участию в становлении человека»
Вопрос к тезису 21. Разве возникновение определенных ассоциаций не зависит в первую очередь от личности читателя?
Ответ. Ассоциации бывают разных видов. Начнем с общечеловеческих ассоциаций. Окружность восприятия — символ спокойствия. Квадрат — статичная, разумная форма, треугольник или звезда выглядят динамичнее. Верх — низ — середина — уже эти простейшие обозначения вызывают определенные ассоциации. Рассматривая титульный лист книги, мы опускаем или поднимаем глаза, как если бы мы смотрели в лицо человеку или рассматривали его ноги. Эти и многие другие ассоциации формы и цвета присущи всем людям.
Однако некоторые краски и явления необходимо отнести к другой категории. Если линия начинается слева внизу и идет вправо вверх, то мы воспринимаем ее как восходящую, если же она начинается внизу справа и поднимается влево вверх, — как нисходящую слева вниз. Глаза перемещаются по линии или плоскости слева направо, и многие психологи указывали в связи с этим на то, что здесь навык чтения латиницы перенесен на рассматривание изображения.
Кандинский утверждал, что линия вправо ведет домой, а линия влево уводит вдаль2. Само собой разумеется, что это мистификация простых ассоциаций. Движение вправо кажется нам более естественным и активным, влево — более пассивным.
Стоимость на изготовление световых букв.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.