Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

Ответ. Если некий человек выступает на собрании, по радио или по телевидению, а не у себя дома, не перед собственными родственниками или друзьями, то разница здесь не только в количестве слушателей. Как известно, греки ораторское искусство ставили в ряд других искусств. Видимая форма языка, когда изложенная на бумаге мысль приобретает большую значимость, чем высказанная устно, заслуживает внимания нашего социалистического общества не только как средство передачи информации, но и в качестве эстетической формы. В то время как канадский философ Макклюэн в условиях широкого развития радиовещания и телевидения заявляет о «сумерках эпохи Гутенберга» 2, в социалистических странах значение и авторитет книги постоянно возрастают. Вместе с писателем, редактором и издателем художник-шрифтовик и полиграфист вносят свою лепту в то, чтобы печатное слово дошло до сердца читателя.

Печать — громадная сила. Поэтому труд художника-шрифтовика и полиграфиста приобретает значение фактора, оказывающего определенное воздействие на формирование вкуса читателей. И одна из их самых высоких задач заключается в том, чтобы своим трудом, его результатами расширять сферу прекрасного в области человеческих переживаний.

Общая эстетика исследует общие эстетические явления, их структуру и структурные закономерности. Отраслевая эстетика переносит общие положения на собственный предмет и занимается специфическими задачами. При этом возникают вопросы об отношении между предметом и художественным субъектом, об общих законах искусства и принципах их действия — в данном случае применительно к шрифту, о соотношении между содержанием и формой, между художественным наследием и современной выразительностью, между шрифтом и техникой, а также многие другие. Для правильного понимания таких аспектов предмета искусства шрифта, как его роль в коммуникации, образовании, воспитании, в идеологии, психологии и т. п., необходим глубоко дифференцированный подход.

Непосредственным поводом к тому, что я решил заниматься этим предметом, явилась угроза диктатуры специалистов в области кибернетики, которых ни в малой степени не волнует эстетическая сторона шрифта и которые, вероятно, вообще не знают, что это такое. Подтверждением тому служит применение фотонаборной техники, которая подчас недопустимым образом изменяет исторически сложившиеся прекрасные наборные шрифты. Руководители многих типографий, ослепленные повышением скорости набора, слишком терпеливо относятся к отходу от требований эстетики. Само собой разумеется, что борьбу нужно вести не против внедрения современных машин и кибернетических устройств, а против несовершенного программирования и неудовлетворительной, с точки зрения эстетических требований, работы на новой технике. Нет ничего невозможного в том, чтобы совместить высокое эстетическое качество с ростом производительности труда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *