По-видимому, рассматривание предмета слева направо не характерно для арабов и китайцев, у которых существует другое направление чтения и письма.
В качестве примера различного восприятия цветов можно привести отношение к белому цвету: у нас этот цвет свадебных торжеств и других радостных событий, в Китае и Корее — символ смерти и похорон.
В книжной и прикладной графике наиболее распространенными цветами всегда были белый (бумага), черный (типографская краска) и красный (наиболее эффектная краска для выделений); однако
Шрифт не только читают, то есть непосредственно трансформируют в мысли и слова текста; его еще и воспринимают эстетически, хотя читатель этого по большей части не осознает. При этом возникают те или иные ассоциации, в основе которых лежат особенности шрифта. Шрифт может казаться энергичным или нежным, деловым или очень личным. Может случиться, что при соприкосновении с определенным типом шрифта читатель вспомнит об определенных книгах, которые он читал и которые были набраны этим шрифтом, и перенесет на него особенности литературных произведений, ранее набиравшихся этим шрифтом. Во всяком случае, можно предположить, что правильно подобранный шрифт может усиливать или ослаблять концентрацию внимания при чтении, облегчать или затруднять восприятие литературного произведения.
Никакая буква не может выглядеть нейтрально. Любая буква вызывает ассоциации. Буква может быть маленькой или большой, широкой или узкой,стройной и одухотворенной, осанистой, симпатичной, деловой, благородной, отвратительной. Рассматривание это вместе с тем и сопоставление с воспринимавшимися ранее и сохранившимися в памяти образами (энграммами). При чем воспоминания о прежних оптических явлениях переносятся на наблюдаемое сейчас. Этот полностью обращенный к практике процесс, стихийность реакции были жизненной необходимостью для человека доклассового общества; он присущ человеку и сейчас. Подобный же процесс, как мне кажется, имеет существенное значение и в плане эстетических взаимосвязей. В памяти образы-воспоминания расположены как в фототеке. Из этих представлений можно составлять комбинации, делать те или иные выводы, при определенных условиях человек может воспроизвести эти выводы. Речь идет о своеобразном мышлении на основе, так сказать, иероглифического письма. Можно предположить наличие непосредственной границы между условными и безусловными рефлексами и построениями нашего воображения. Такие ассоциации комбинаций памяти в значительной степени имеют эстетическую природу, поскольку они соединяют элементы образности с восприятием смысла. Возможно, что в этом нейродинамическая основа эстетического отражения действительности.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.