Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

в первые годы после разгрома фашизма мы не могли использовать комбинацию черного, белого и красного, равно как и коричневый цвет — цвет фашизма. Здесь проявилось значение негативных ассоциаций. Как говорил И. П. Павлов, мы столкнулись с временными кортикальными связями, утратившими к настоящему времени свою значимость.

Другие ассоциации могут ограничиваться одним человеком, на которого тем или иным образом оказала соответствующее воздействие окружающая среда. Приверженность к определенному рисунку шрифта может основываться на симпатиях к шрифту учителя или друга, на сознательных или подсознательных восприятиях об аналогичных шрифтах, которым была набрана та или иная книга, имеющая для данного лица существенное значение. Прочность этих временных связей зависит от глубины и устойчивости вызываемых в памяти впечатлений.

Вопрос к тезису 22. Какое непосредственное значение эти рассуждения имеют для практики чтения?

Ответ. Любая форма шрифта рождает ассоциации. В качестве примера можно привести эстетические ассоциации, порождаемые готическим шрифтом (фрактурой) у представителей различных общественных групп. Приблизительно 10 лет назад проводился опрос, показавший, что подавляющее большинство молодых читателей считают фрактуру старомодной и трудной для чтения. Однако некоторые пожилые люди заявили о том, что этот шрифт для них родной, что они его легко читают. Один старый коммунист, бывший узник фашистских концентрационных лагерей, сказал, что он воспринимает фрактуру как шрифт националистский, так как ему в течение многих лет приходилось читать на воротах концлагеря готическую надпись «Каяедому свое».

Любой шрифт вызывает определенные эмоции. Гротеск кажется конструктивным, холодным, деловитым, разумным; можно провести дифференциацию и между различными типами гротеска: акцидентный выглядит более естественным и менее рациональным, футура — интеллектуальнее и изысканнее, гротеск Гилла — более гармоничным. Классические антиквы считаются суровыми, острыми и резкими, а вот антиква Бодони отличается классической гармонией, шрифт Вальбаума — простотой, а для антиквы Дидо характерна одухотворенность. Антиква Йенсона считается одним из прекраснейших шрифтов эпохи Возрождения. Ей присущи изысканная простота, благородные пропорции, надежность и сила. Гарамон подкупает элегантностью и легкостью, переходящими в курсиве в веселую грацию.

Не одни лишь классические шрифты способны вызвать эмоции, в этом плане не составляет исключения ни один из современных шрифтов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *