Здесь необходимо остановиться на мехапизме возникновения подобных чувств. Мне известны сомнения в отношении так называемой психологический или экспериментальной эстетики, но Каган говорил: «Невозможно попять основные законы искусства, не исследуя психологические аспекты художественного усвоения мира человеком»]. Поэтому хотелось бы вкратце остановиться на этих взаимосвязях. Формирование наших органов чувств, механизм их реагирования прошли столь же длительный путь, как и развитие самого человека; в сравнении с этим совершенно незначительным выглядит тот краткий отрезок времени, в течение которого на жизнь и органы чувств оказывает воздействие научное мышление. Мы чувствуем больше, чем воспринимаем. Из многообразия оптических явлений мы выделяем прежде всего те, которые имеют важное значение для существования человека; зрительные впечатления сопровождаются появлением позитивно или негативно действующих рефлексов. Рассматривая какой-либо предмет, человек одновременно сравнивает его с тем, что видел ранее, с теми картинами, которые накопились в памяти; тем самым
итоги прежних визуальных наблюдений он переносит на рассматриваемый предмет. Этот процесс, в полной мере обращенный к практике, спонтанность реакции были жизненно необходимы для первобытных людей, подобный же процесс лежит в основе эстетических взаимосвязей. Художник в своем труде сознательно или, по меньшей мере, отчасти сознательно повторяет этот процесс. Действительность, отражающаяся в сознании художника в виде представлений и художественных впечатлений, поднимается до уровня типического, обогащается путем отбора, модификации или создания форм, находящихся в распоряжении фантазии художника, а затем становится художественным произведением в соответствии с изложенными выше общими принципами формального построения художественного образа. Эстетическое воздействие оказывается более значительным, если произведения искусства настойчиво и многопланово пробуждают у зрителя воспоминания и вызывают определенные образы, заставляют его творчески сопоставлять увиденное с тем, что он увидел и познал прежде.
Художественная форма приглашает к воспоминаниям, причем соблюдение формальных принципов придает мыслям и чувствам постоянство и совершенство.
Резюме: формальные законы орнамента, составляющие основу гармонии шрифта, отражают определенные законы природы и диалектики. Выразительность шрифта и его художественное воздействие складываются на основе последовательного ряда ассоциаций, отчасти общечеловеческих, а частично обусловленных классовыми, национальными или стилистическими причинами.
Вопрос к тезису 22. Можно ли тезис о значении образных ассоциаций распространить также и на другие виды искусств?
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.