Ответ. Сила поэзии, утверждал Иоганнес Бехер, состоит в том, что она внедряет в сознание человека сильнодействующие образные ассоциации с тем, чтобы добиться изменения в его действиях. Мышление в образах, как определил В. Г. Белинский искусство, точнее говоря, образное мышление — это формирование выводов на основе ассоциаций. Приведенные мною относительно простые примеры из области искусства шрифта и книги могут быть отнесены и к другим областям искусства, то же самое можно было бы сказать о стихах Неруды, живописи Сикейроса или музыке Шостаковича. Художественный эффект большей частью возникает из соединения художественного начала с логическим, однако специфическая художественная связь может сложиться лишь на основе художественного языка, а художественный язык — это выводы из ассоциаций.
Вопрос к тезису 23. Само собой разумеется, что человек есть мерило всех вещей; каким же образом этот заимствованный у антропологии принцип выражается в шрифте?
Ответ. Почти все буквы латинского алфавита, в первую очередь это относится к прописным, вызывают ассоциации с фигурой человека, а иногда и с фигурой животных. В своей «Оде типографии» Пабло Неруда сравнивает букву Y с кубком, Е — с лестницей, S — с движением талии прекрасной девушки, Z — напоминает ему зигзаг молнии, Т — башню, I похоже на одиноко стоящего человека, X — на человека с широко расставленными ногами и поднятыми вверх руками, К в некоторых шрифтах напоминает стоящего человека с ногой, отставленной в сторону. Верх и низ вертикальных линий принято называть головкой и ножкой. Р выгибает грудь вперед, D — и нижнюю часть. В называют животом или животиком. Буквы выглядят тем гармоничнее, чем ближе они к пропорциям человеческого тела. Такого рода взаимосвязи раскрываются в различных теоретических исследованиях, посвященных отношениям между шрифтом или буквами и фигурой человека. Наиболее известная работа принадлежит Жоффруа Тори. Опа называется «Цветущий луг», в ней автор связывает начертания прописных букв с фигурой человека.
В этой связи укажем на великое множество фигурных алфавитов, возникавших в любую эпоху и при любых стилях. Некоторые фигурные алфавиты состоят из изображений человеческого тела, другие —
Существует несомненное сходство букв латинского алфавита с фигурой человека. Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, французский теоретик эпохи Возрождения Жоффруа Тори создавали прописные буквы антиквы,
соответствовавшие пропорциям человеческого тела. Его идеальные пропорции (длина головы: высота корпуса) 1:8 переносились на отношение толщины штриха к его высоте и на соотношение серифов, подобно тому, как эти пропорции использовались в классических колоннах. Шрифт также должен соответствовать пропорциям человеческого тела.
Любой текст — написанный от руки или напечатанный на пишущей машинке, набранный вручную или на наборной машине — производит эстетическое впечатление. Оставляя в стороне вопрос
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.