о научной целесообразности графологии, мы лишь отметим, что почти каждый человек способен установить, написано ли письмо аккуратно, педантично или оно оставляет неприятное впечатление из-за отсутствия гармонии и культуры. В большинстве случаев не составляет труда определить пол и возраст писавшего (мужчина или женщина, ребенок или старик), имеет ли он навыки письма. В некоторой степени это относится также и к наборным шрифтам. В результате детального анализа формы шрифта, по-видимому, можно установить определенные отличительные черты, присущие личности того или иного художника шрифта (а также зависящие от особенностей общественной среды), как с помощью исторических исследований можно раскрыть историко-стилистические взаимосвязи.
из изображений человека, растений и животных, в третьих изображение человека использовалось для иллюстраций, включавшихся в рисунок буквы. Такие буквицы часто встречаются в рукописных книгах средневековья; но они применялись также и в печатных изданиях.
Вопрос к тезису 24. Оправдано ли с научной точки зрения принятие в рукописном шрифте или в шрифте вообще выразительности, эстетической экспрессии?
Ответ. Склонности индивидуума, обусловленные особенностями характера в процессе формирования личности, закрепляются под воздействием окружающей среды, образуя облик человека. Индивидуальность проявляется в самых разнообразных процессах. Например, экспрессия — это свойство двигательных функций человеческого тела, она выражается в жестикуляции, мимике, оттенках голоса и других результатах действия. На клетки головного мозга, управляющие движениями человека при письме, непроизвольно оказывают воздействие центральные регуляторы нервной системы. Управление ими, их видоизменение осуществляется через иррадиацию *.
Воздействие экспрессии на почерк очевидно; но я сомневаюсь в том, что почерку можно делать достоверные выводы относительно характера пишущего. Выявление этого вопроса не относится к задачам данной работы.
Более существенно для меня сейчас явление, которое можно было бы охарактеризовать как жест шрифта, примерно то, что в живописи называют почерком художника. Я имею в виду особенности движения кисти Ван Гога или Кокошки, позволяющие в их полотнах обнаруживать проявление темперамента и внутреннего волнения. Нечто подобное можно было бы сказать о шрифтах Прейссига, Менхарта, Имре Рейнера. Темперамент Олдржиха Менхарта явственно обнаруживается в созданных им шрифтах, прямо воздействуя на читателя. В антикве Э. Р. Вайса мы отмечаем элегантность, в палатино Германа Цапфа — гармонию, в шрифтах Рудольфа Коха — элементы художественного ремесленничества и религиозности, в антикве «Данте» Джованни Мардерштейга — внутренний покой и размышление.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.