Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

Требования создания совершенных шрифтов, разумеется, не должны означать, что нужно без разбора отбросить решительно все классические шрифты. Испытанные исторические формы и без того предстают перед нами в виде копий, приспособленных к новой технологии; новым шрифтам предстоит утвердиться в соревновании с классическими шрифтами. Ни в коем случае не следует судорожно искать новые выразительные средства. Чувство современного формируется на базе осознавания нашего времени, вырастает из ощущения ритма жизни нашего общества.

Вопрос к тезису 27. Остается ли архитектура и в наше время «матерью искусств»? Играет ли она ведущую роль по отношению к искусству шрифта?

Ответ. Нет никакого сомнения в наличии связей между всеми видами искусства как элементами надстройки. В прошлом мы, действительно, обнаруживаем примеры ведущей роли архитектуры. Яркими примерами в этом отношении служат готика, стиль эпохи Возрождения, барокко, классицизм. Однако сейчас вряд ли можно говорить о тесных связях между архитектурой и искусством шрифта.

Следует предостеречь от того, чтобы в историческом плане связывать изменения в надстройке с такими событиями, как Великая Октябрьская социалистическая революция или другие революционные преобразования. Начальные элементы новой надстройки, новых философских и эстетических идей зарождаются в недрах старого общественного строя, причем классовый характер новых эстетических форм в архитектуре и искусстве шрифта отнюдь не лежит на поверхности явлений. Можно, к примеру, напомнить о том, что архитектура и искусство шрифта классицизма, ныне с полным правом рассматриваемые нами в тесной связи с французской революцией, были подготовлены всем ходом развития событий еще в период правления Людовика XV и Людовика XVI. Великий первопроходец в области искусства шрифта, архитектор и художник-шрифтовик В. Моррис, с творчеством которого мы связываем подъем в области искусства шрифта в XX веке, заявил о своей приверженности к социализму. Моррис сознательно — как это было типично для эпохи раннего Возрождения — обратился к традициям искусства шрифта и противопоставил свой Золотой шрифт худосочным, декадентским шрифтам второй половины XIX века, которые он называл порождением капиталистического стремления к прибыли. Последователи Морриса, участники движения за обновление в Германии, Петер Беренс, Фриц Хельмут Эмкке, Эрнст Шнайдлер пришли в искусство шрифта из архитектуры, и эта эстетическая связь прослеживается в их шрифтах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *