В тесном родстве с архитектурой находилось также движение «Строительного дома Веймара и Дессау», наиболее существенные истоки которого были связаны с молодой Страной Советов. Одаренный архитектор, специалист по оформлению выставок, инженер и полиграфист Эль Лисицкий сформулировал новые идеи также и в области искусства шрифта. Во всяком случае, многие новые моменты в архитектуре XX века появились благодаря «новому конструктивизму». Предпочитание гротеска, многочисленные новые гротескные шрифты, появляющиеся во всем мире,— все это могло развиться на эстетической основе, подготовленной «новым конструктивизмом».
Классическое искусство шрифта нашей эпохи, восходящее, в конечном итоге, к В. Моррису, и эстетическое направление «Веймарского строительного дома» и «нового конструктивизма» внешне выглядят как антагонисты. Однако именно диалектическая борьба этих противоположных концепций, которая отразилась и до сих пор еще отражается на архитектуре, принесла важные результаты в области искусства шрифта.
Связи между архитектурой и искусством шрифта сохраняются и в XX веке. Важные импульсы для появления новых тенденций в обеих областях исходили от социалистов В. Морриса и Э. Лисицкого, являвшихся, в частности, специалистами в области архитектуры.
Архитектура второй половины XX века отличается чрезвычайной противоречивостью тенденций. С одной стороны, технические возможности железобетона и предварительно напряженного бетона дали впечатляющие результаты в сфере культурно-бытового строительства; но, с другой стороны, в массовом жилищном строительстве, в формировании архитектурного облика города индустриальный аспект строительства слишком уж довлеет над художественным, технология навязывает свою волю архитектуре. Мы здесь не будем исследовать причины этих явлений или проводить какую-либо дифференциацию, тем более, что это было бы мнением неспециалиста. Я надеюсь, что по мере роста экономических возможностей нашей страны будет исправляться также и неудовлетворительное положение в архитектуре; однако в настоящее время архитектура не в состоянии играть роль «матери искусств», у нее достаточно собственных забот. Сейчас мы не замечаем ощутимого влияния архитектуры на искусство шрифта. Не достигнув пока высот выразительности, она к ним подбирается ощупью, мучаясь в противоречиях, как, впрочем, и искусство шрифта.
Вопрос к тезису 27. Не является ли такая оценка нашей архитектуры слишком пессимистичной? Разве нет в центре Берлина, в Карл-Маркс-Штадте, в Ростоке и в некоторых других городах ГДР новых сооружений, свидетельствующих об уже найденных, настраивающих на оптимистический лад архитектурных решениях?
Смотрите Обучение инвалидов по зрению в Кемерове у нас.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.