Пока еще типографии не обеспечены в достаточной степени красивыми и выразительными печатными шрифтами. Поэтому применение рукописных шрифтов для заголовков, для оформления титула или переплета может принести дополнительные и интересные выразительные возможности. В. Фаворский, С. Телингатер, В. Лазурский и другие советские художники создали интересные работы, которые могут служить примерами оформления книг с использованием средств каллиграфии. И все же я хочу заметить, что лучше, если бы был более широкий выбор наборных шрифтов, чтобы всю книгу можно было набрать в одном духе и одним шрифтом. Рукописные заголовки должны составлять исключение, оправданное литературным содержанием произведения. Возможности художников-каллиграфов нужно в большей степени использовать для создания акцидентных шрифтов с тем, чтобы появились интересные шрифты для фотонаборных устройств с ручной установкой шрифтовых знаков.
Излюбленная область применения рисованных шрифтов — книжный переплет. Обратившись к содержанию книги, художник-калли-графист может подчеркнуть темперамент или грацию, одухотворенность или сентиментальность. Различные эффекты достигаются при использовании разнообразных инструментов для письма и материалов: кисть, перо, уголь, шпатель и бумага, ткань, дерево и т. д. Оригинальная обложка способна привлечь внимание и книготорговца, и читателя. Новизна и неповторимость — эти элементы каллиграфического шрифта здесь более уместны, чем в тексте книги.
Почему бы искусству рукописной книги не пережить своего нового Возрождения? В социалистических странах растет любовь к поэзии, но едва ли полиграфия способна справиться с обилием стихов. Уже в школе детей нужно побуждать к тому, чтобы они красивым почерком вписывали стихи в небольшие альбомы; в этих томиках стихов любовь к поэзии соединится с любовью к красивому письму. В Москве и Таллине, в Англии, ФРГ, Голландии и в других местах мне довелось встречать прекрасные образцы рукописных книг. Есть они и в ГДР.
Развивая эту мысль дальше, следует сказать, что нам нужно через каллиграфию воспитывать у всех людей вкус к красоте шрифта. Каллиграфия призвана не только решать главную задачу — делать
наши книги, журналы и другую печатную продукцию интереснее и красивее; кроме того, она как катализатор может оказывать воздействие на всю систему шрифта. Один из пионеров движения за современное письмо англичанин Альфред Фербенк говорил: «Люди хотят говорить не только ясно, но и с изысканной и благозвучной грацией. Точно так же нужно и писать; письмо должно быть красивым. Иначе говоря, к почерку нужно относиться как к искусству» '.
Мне хотелось бы добавить вот что: как и всякому другому искусству, искусству шрифта нужна компетентная публика; интерес к общему почерку перерастает в наслаждение красотой наборного шрифта и обогащает культурную жизнь.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.