Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

Между каллиграфией и графикой лежит интересная область письменной графики, поле для экспериментов, открывающее свои границы навстречу изобразительному искусству и языку.

Вопрос к тезису 32. Имеются ли уже примеры подобной диктатуры кибернетики или ухудшения шрифтов в результате использования ЭВМ?

Ответ. Я не считаю, что кибернетические машины должны неизбежно ухудшить внешний вид шрифта. К негативным результатам могут привести ошибки в применении, программировании или управлении машинами. Мы еще только учимся обращаться с ЭВМ. Опи пам ка-

1 Fairbank Alfred und Berlhold Wolpe. Renaissance-Handwriting. London, 1960.

жутся немного страшными и бесчеловечными. В действительности же кибернетики и программисты не считаются лишь с эстетическими масштабами.

Примеры: в некоторых фотонаборных системах с помощью фотоэлектроники обычные шрифты можно сузить, расширить или наклонить. Результаты почти всегда сомнительные. С гротеском подобные манипуляции еще проходят, однако что касается антиквы, то здесь нужно бороться за сохранение достоинств настоящего курсива. Настоящий курсив отличается не столько наклонным положением, сколько узкими формами, ж.гвым, непрерывным начертанием букв; формы некоторых букв отличаются своеобразием. Мы не должны лишать шрифт его красоты из-за потребностей рационализации.

В иных случаях подход к использованию в фотонаборных системах классических шрифтов нельзя назвать иначе, чем безответственным. Даже специалисту трудно порой распознать гарамон или баскервилль в тех шрифтах, которые преподносятся под этими названиями. При фотонаборе ширина букв и расстояние между ними произвольно меняются. Йри электронной развертке (составлении букв из тончайших дисков) у больших кеглей края оказываются зазубренными, горизонтальные штрихи иногда толще вертикальных. Вполне возможно, что здесь мы имеем дело с детскими болезнями техники, однако, учитывая заботу директоров типографий прежде всего о внедрении технических новинок и рационализации, специалисты в области эстетики искусства шрифта должны добиться того, чтобы внедрение рациональной технологии не влекло за собой ухудшения эстетической стороны и читабельности.

Читающие автоматы, по крайней мере в настоящее время, требуют особых букв. Машина должна иметь возможность четко различать такие похожие литеры, как I, I или 1, а также буквы О, о или цифры

О, 0. Швейцарский график Адриан Фрутигер создал шрифт ОСК-В. Этот шрифт вполне приемлем, и, можно надеяться, что в ближайшие годы и, вероятно, десятилетия он получит широкое распространение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *