Ответ. Важность исторического подхода естественным образом вытекает из того обстоятельства, что сам наш алфавит есть не что иное, как исторически сложившаяся система знаков. Здесь я ограничусь всего лишь упоминанием выдающихся достижений палеографии: расшифровка иероглифов, угаритской клинописи, письменности народа майя и других алфавитов исчезнувших культур стали вехами развития исторической науки. Но палеография не только вспомогательная дисциплина в рамках истории, она имеет самое непосредственное отношение к эстетике искусства латинского шрифта. Еще ближе нам изыскания латинской палеографии в области шрифтов последних двух тысячелетий, поскольку каждая отдельная буква как символ определенного звука имеет свою собственную историю. На оформление латинского алфавита оказали влияние такие культуры, как египетская, семитско-финикийская, греческая и римская, однако известные ныне начертания букв сложились в эпоху римского рабовладельческого государства, претерпели изменения во время европейского феодализма и капитализма. Знаки латинского алфавита постоянно модифицировались, приспосабливаясь к условиям жизни той или иной эпохи. Любой художник-шрифтовик опирается на творчество предшественников, наследуя — сознательно или бессознательно — их дело. Без знания истории шрифта не может существовать никакой серьезной эстетики его искусства.
Однако, хотя исторический подход весьма ценен, это' не единственный подход в рамках эстетики искусства шрифта.
Вопрос к тезису 3. Какого характера вопросы возникают перед нами в связи с развитием латинского шрифта?
Ответ. Здесь мы не в состоянии назвать все проблемы, поскольку автор стремился обратить внимание читателя лишь на самые главные. Художники-шрифтовики и теоретики в области шрифта выдвигают, к примеру, следующие из них:
1. Нужны ли нам новые наборные шрифты? В состоянии ли художник создать нечто лучшее, чем наиболее современный классические шрифты?
2. Есть ли необходимость в использовании особых шрифтов для различных видов литературы, для различных печатных заказов? Какой шрифт и для какого вида литературы является оптимальным, адекватным?
3. Какими критериями определяется выразительность наборного шрифта? Носят ли эти критерии объективный характер?
4. Как выглядит наборный шрифт, отвечающий нашей социалистической современности?
5. Что такое удобочитаемость, что такое красота, что такое выразительность шрифта и как эти свойства связаны между собой?
6. Что общего между шрифтом рукописным и печатным?
7. Какое значение в общей системе латинской письменности имеет почерк наших детей, который складывается у них к моменту окончания школы?
8. Какова связь между латинским шрифтом и речью?
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.