9. Можно ли создать приемлемую для всех языков систему шрифта, какие перспективы могли бы иметь подобная система и ее распространение в ближайшие десятилетия?
10. Можно ли говорить о возможности слияния — постепенного, в течение длительного времени — латиницы и кириллицы?
Такие важные и актуальные вопросы можно решить лишь в том случае, если мы будем опираться на знание истории и требования и законы эстетики искусства шрифта.
Вопрос к тезису 4. Разве искусство шрифта не относится к вполне определенной области прикладного искусства?
Ответ. На первый взгляд такое предположение кажется правильным. Поскольку шрифт как зрительная система знаков предназначен для фиксации речи или литературного творчества, то он и яв-
ляется служебным или прикладным искусством. А шрифт на плакате, где он служит для изображения слов и где с его помощью можно повысить и выразительность текста,— разновидность прикладной графики. В настоящее время созданием новых шрифтов в большинстве своем занимаются специалисты прикладной графики.
Однако, если обратиться к произведениям китайского, японского или мусульманского каллиграфического письма, то, даже не понимая значения этих надписей, испытываешь высокое эстетическое чувство. В Китае каллиграфия считалась важнейшим видом искусства, которому были подчинены живопись, графика и скульптура.
Правда, мы преимущественно ограничиваемся сферой латинского алфавита. Однако и в искусстве латинского шрифта мы встречаемся с творениями авторов прошлого, а также с произведениями современных мастеров, которые ни в коем случае нельзя включить в прикладную графику. Возьмем, к примеру, великолепные орнаменты, с которых начинаются главы ирландских, англосаксонских и каролингских кодексов, а также те современные работы, которые принято называть рукописной графикой. Здесь можно говорить об одной из форм субъективно-художественного воспроизведения действительности на основе второй сигнальной системы, в то время как живопись и графика отражают отношение субъекта — художника — к действительности на основе первой сигнальной системы. По всей видимости, вряд ли имеет смысл усматривать различие в том, каким образом изображаются те или иные фигуры, поскольку шрифт ни в коем случае не абстрактное искусство; то, что изображается средствами шрифта, имеет вполне конкретное значение.
Свободное искусство и прикладное искусство — такое разделение само по себе представляется нам сомнительным, совершенно неподходящим для искусства шрифта. В рамках общей эстетики мы говорим о практически-эстетическом или об эстетико-практическом или художественном освоении действительности. Вопрос в том, что является первичным, а что — вторичным. Чаще всего мы сталкиваемся с плавными переходами. Это, в частности, относится к литературе, с которой искусство шрифта связано непосредственно.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.