Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

Ответ. Предполагаемая реформа орфографии представляет собой общественную проблему. К этому выводу более чем 100 лет тому назад. пришел Конрад Дуден, писавший в 1872 году: «Шрифт предназначен не для ученых, а для всего народа» *. Исторической орфографии он противопоставлял демократическое, приближенное к фонетическим особенностям языка правописание, предполагая, что привилегированные круги цепляются за сложное традиционное правописание, исходя из эгоистических, реакционных интересов. Почему же теперь, в эпоху перехода к социализму, после успешного осуществления реформ школьного дела и образования мы спорим о необходимости реформы правописания, примыкающей к вышеназванным демократическим реформам?

Лишь в немногих языках существует удовлетворительная фонетическая орфография. Устаревшее правописание тормозит прогресс, ибо близкая к звуковому строю языка орфография дает возможность экономить время и энергию в школе, при выполнении каждодневных письменных работ, при наборе и даже при чтении. Поэтому внедрение приближенного к фонетике правописания является актуальной задачей, затрагивающей также и область искусства шрифта. В целях разрешения старого спора между сторонниками и противниками традиционного правописания необходимо остановиться по крайней мере на двух вопросах.    i

Вряд ли можно создать в полном смысле этого слова фонетическое правописание. Слишком велико разнообразие фонем и их модуляций. В таких языках, как испанский, чешский и финский, уже в настоящее время существуют почти гармоничные отношения между фонетикой и письмом. В английском языке, где правописание несколько столетий назад было значительно приближено к произношению, произошли изменения в фонетике, а правописание осталось прежним. Вследствие этого возникла дисгармония, от которой страдают не только сами англичане. Приблизить правописание к произношению необходимо в таких языках, как немецкий, французский, польский, и еще во многих других. Наряду с учетом в первую очередь принципа фонетического письма, в определенной мере необходимо также учитывать морфологический или этимологический принцип, когда выделяется корень производного слова, а также и другие факторы, раскрывающие значение слова. Главная цель — оптимальное использование функциональных возможностей правописания2. В некоторых языках, где суффиксы служат для формирования падежей, к примеру в венгерском, сохранение этимологического принципа правописания при относительной фонетизации должно проявляться более отчетливо.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *