Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

Предложения Всемирной ассоциации лингвистов (WLA) преследуют именно эти цели. WLA рекомендует использовать свободные буквы (х, q, с) для выражения звуков, которые в настоящее время обозначаются несколькими буквами (х—tli, q—ch, c-sch, у—ay). Следует, однако, задуматься над тем, не является ли решение использовать высвободившиеся графемы слишком произвольным и не слишком ли привязаны эти рекомендации к английскому языку. Если уж думать о реформе, то необходимо увязывать ее с унифицированным применением графем во всех странах, пользующихся латинским алфавитом.

Вопрос к тезису 40. Какие причины привели к дифференциации шрифтов?

Ответ. В рамках крупных регионов, население которых пользовалось одним алфавитом — греческим, латинским, китайским или кириллицей и т. п., — постоянно действовали дивергентные тенденции. Основными движущими силами в предшествующей истории шрифтов были церкви и государства. Рассматривая границы крупных алфавитных регионов, можно заметить, что они в значительной степени совпадают с границами религий. Область латинского шрифта примерно соответствует сфере влияния римско-католической церкви, а в качестве дивергентных сил здесь высупали отколовшиеся от Рима церкви. Область кириллицы практически равнозначна территории, находившейся под влиянием русской православной церкви. Арабский алфавит главным образом получил распространение в мусульманских странах. Наиболее ярко разделение алфавитов под воздействием религии проявляется в Югославии. Сербы и хорваты говорят на одном языке, сербохорватском, но католики-хорваты пользуются латинским алфавитом, а православные сербы — кириллицей. Лишь с исчезновением влияния церкви на алфавиты может встать вопрос об их унификации.

Вопрос к тезису 40. Является ли утопической идея об унификации алфавитов, о таком алфавите, который бы служил всем народам? Ответ. Я убежден, что в ходе поступательного развития общество придет к единому всемирному алфавиту, пусть для этого понадобится несколько столетий. Стремление к унификации, к облегчению общения между людьми будет постоянно усиливаться. К всемирному алфавиту можно прийти двумя путями: изобрести новый или усовершенствовать и унифицировать уже существующие наиболее распространенные алфавиты. Готфрид Вильгельм Лейбниц в результате многолетней работы предложил идеографический алфавит, понятный всем людям независимо от языка. Однако усилия Лейбница и других ученых добиться удовлетворительных решений на основе идеографического письма успеха не имели. Для выражения всех понятий и мыслей людей в процессе их взаимного общения, а также цифровых величин необходимо не менее 180 основных и около 30 ООО составных знаков. И. Гельб писал: «Нам нужно найти такую систему, которая бы точность алфавита ИПА (международного фонетического алфавита) соединила с простотой форм стенографии» 1. Существует много подобных предложений, но очень трудно убедить миллионы людей в преимуществах совершенно нового, искусственно созданного шрифта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *