Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

В настоящее время около миллиарда человек пользуются латинским шрифтом. Еще около полумиллиарда человек знают латинский алфавит: я имею в виду граждан Советского Союза, где почти все

1 Gelb I. Von der Keilschrift zum Alphabet. Stuttgart, 1958.

учат второй язык, жителей Индии, Африки, стран Арабского Востока и других, знающих иностранные языки. Уже около 15 лет в школах КНР изучают латинский алфавит, хотя китайская письменность по-прежнему остается официальной и всеобщей. Тем самым еще больше возросло число людей, знакомых с латиницей. Если опираться на реальность, то нельзя не прийти к выводу, что улучшенный, освобожденный от ненужных графем и унифицированный с кириллицей латинский алфавит имеет наиболее вероятные шансы на признание всеми народами в качестве удобного средства общения между людьми.

Вопрос к тезису 40. Какие алфавиты могут привести к этой цели? Ответ. Основным условием унификации является преодоление националистических тенденций и готовность участвовать в подобных мероприятиях, которые также должны получить поддержку ЮНЕСКО. Некоторые предложения по унификации внес советский художник С. Б. Телингатер. В процессе очищения латинского алфавита от ненужных графем следует некоторые освободившиеся графемы использовать для выражения звуков русского и болгарского языков. Так, графема «х», которую можно заменить сочетанием «ks», может служить для передачи играющего важную роль во многих языках звука «ха». В кириллице нужно начать писать все варианты буквы «т» так, как их пишут в латинице (Т, t), графему I, i, употребляющуюся в украинском языке, внедрять также в русский. Кроме того, составные буквы с «j» нужно разложить на две: ja, je, ji, jo, ju.

Описание всех подробностей увело бы нас слишком далеко от главного. Здесь нам достаточно указать на то, что такого рода возможности в принципе существуют и что необходимо прогнозировать дальше.

Прогнозы необходимы, хотя это и звучит несколько фантастично. Однако без учета таких прогнозов реформы орфографии могут пойти по неправильному пути. Графемы никогда не будут абсолютно точно соответствовать фонемам, но значительной гармонизации в этом вопросе добиться можно. Зримая форма языка — алфавит, шрифт — должна как можно ближе стоять к его слышимой форме. Размышления лингвистов, стремящихся к облегчению изучения языка и удобства пользования его средствами, и эстетические проблемы художников, добивающихся создания удобочитаемых и красивых шрифтов, сливаются в одно целое, становятся нашим общим делом. Реформы правописания — удел языковедов, а эстетика искусства шрифта должна быть заинтересована в оптимальном развитии латинского шрифта как средства общения между людьми.

Профессор Франц Лезер высказал следующие мысли по теме «рациональное чтение»:

1)    глаз перемещается скачками от одного слова к другому, от одной группы слов

к другой;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *