Эстетика искусства шрифта

Раздел: Книги

Отвечая на вопрос о месте шрифтового искусства в эстетическом освоении действительности, можно сослаться и на различие между иконографическими и общепринятыми знаками. Иконографические знаки предусматривают сходство между знаком и тем предметом, который изображается. Общепринятые знаки в такого рода сходстве не нуждаются, однако оба вида шрифта должны выполняться эстетически.

Я, однако, сомневаюсь в полезности поспешного фиксирования места искусства шрифта в эстетическом освоении действительности; лучше оставить этот вопрос открытым. С сожалением должен заметить, что общая эстетика до настоящего времени почти совершенно не уделяла внимания шрифтовому искусству. В то время как в области промышленной эстетики, оформлении жилых и производственных помещений уже наметились первые шаги сближения общей эстетики и специальных дисциплин, проблемы шрифта и книгопечатания в этом плане почти вообще не рассматривались. Промышленная эстетика, дизайн и другие области прикладного искусства занимаются предметами материального производства, где качество изделия представляет собой непосредственную материальную ценность. Шрифт же является системой знаков, средством передачи информации, и здесь необходим иной подход. Решение наших проблем невозможно без сотрудничества с физиологией кортикальной сферы, с психологией, теорией информации, лингвистикой, семиотикой и кибернетикой. К тому же здесь можно столкнуться и еще с чем-нибудь новым.

В рисунках нашего латинского алфавита все еще сохраняются кое-какие моменты от переплетения корней прошлых систем письменности, от скрытых значений, от таких элементов морфологии зна-

При определении места искусства шрифта в эстетическом освоении действительности нужно исходить из специфики шрифта как визуальной системы знаков. Существование шрифта в качестве материального образа с потенциальными эстетическими свойствами приближает его к прикладному искусству. Тот факт, что он вместе с тем выступает и в виде носителя мысли, сближает его со свободными искусствами, поскольку любое произведение искусства заключает в себе также и ассоциативный аспект. В известном смысле искусство шрифта можно сравнить с интерпретирующим искусством театра или музыки, поскольку как там, так и здесь исполнители в целях эстетического воздействия на реципиента доносят до него заранее заданные комбинации слов или музыкальных элементов. Пока еще невозможно полностью предвидеть некоторые аспекты будущего развития шрифта; поэтому было бы преждевременно определять места остановок на путях, ведущих в будущее. «Классификация» искусства шрифта в том смысле, как это делает Лессинг в «Лаокооне», может лишь помешать дальнейшим исследованиям.

Добавить комментарий